Банкротство авиакомпаний в 2023-2024 годах: Россия и мир

# Банкротство Банкротство авиакомпаний в 2023-2024 годах: Россия и мир

Банкротство авиаперевозчика ВИМ-Авиа затронуло 196000 пассажиров. Многие туристы просрочили вылет на 2–5 суток.

Навигация по статье
  • Какие авиакомпании разорились в 2023-2024 годах
  • Почему банкротятся крупнейшие авиаперевозчики
  • Рейтинг безопасности авиакомпаний мира

Замедление темпов экономического роста негативно сказалось на положении дел у авиаперевозчиков, часть из которых уже признали себя банкротами, а другие готовятся это сделать в 2019 году. Разорившиеся авиакомпании называют причиной краха рост цен на топливо и стремительное падение спроса на перелеты.

Чтобы выяснить, чего ждать от перевозчиков, следует познакомиться с причинами банкротства, заранее обезопасить себя от сотрудничества с проблемными компаниями и изучить список наиболее надежных представителей отрасли.

Какие авиакомпании разорились в 2023-2024 годах

Согласно статистическим данным, в 2018 году прекратили работу 20 авиакомпаний. В список попали такие мировые перевозчики, как:

  • Cobalt Air (Кипр);
  • Alitalia (Италия);
  • Primera Air (Дания) и др.

ВИМ Авиа

Обанкротившиеся в России компании пополнила ВИМ-Авиа, повторившая печальную судьбу некогда популярных:

  • Трансаэро;
  • Air Union;
  • КД Авиа;
  • Авианова;
  • АК Кубань;
  • Московия;
  • Былина;
  • АК Татарстан;
  • АК Барс Аэро;
  • Когалымавиа;
  • РусЭйр.

Первые тревожные признаки были замечены в ВИМ-Авиа в 2017, когда перевозчик впервые приостановил рейсы, из-за возникших финансовых проблем. Впоследствии, ситуация ухудшилась, и компания разорилась в 2018, о чем официально объявил суд Татарстана.

Если в 2018 в России только одна авиакомпания обанкротилась, то в 2019 году их может быть больше – экономическая ситуация в стране нестабильна.

Почему банкротятся крупнейшие авиаперевозчики

Ситуация с авиаперевозчиками в мире и в России схожа, но в РФ она усугубляется девальвацией рубля и снижением уровня доходов граждан, что отрицательно сказывается на их потребительских возможностях и мобильности.

Аналитики АЭВТ – Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта – выделили следующие причины участившихся банкротств:

  1. Сложная геополитическая ситуация. Преодолев кризис 2009, авиакомпании РФ начали стремительно развиваться, закупая воздушные суда, нанимая персонал и наращивая частоту рейсов, но в 2014 случилось то, что спрогнозировать заранее было нельзя. Вместо ожидаемого роста пассажиропотока, который позволил бы погасить долги и оправдать вложения, случился спад – США и Европа ввели санкции, а небо Украины, Египта и Турции закрыли для полетов российских самолетов. Из-за этого авиаперевозчики РФ понесли серьезные убытки, а Трансаэро и UTair оказались на пороге краха. Последнюю спасли государственные субсидии, но банкротство авиакомпании Трансаэро предотвратить не удалось.
  2. Экономическая ситуация. Не оправившись после событий 2014, авиаперевозчики воспрянули духом в 2017, когда пассажиропоток увеличился за счет частичного снятия санкций. Но это не компенсировало понесенных потерь, а в 2018 ситуация ухудшилась – ослабление курса национальной валюты уменьшило платежеспособность граждан, которые теперь вынуждены экономить и меньше летать самолетами.
  3. Ужесточение конкуренции. На фоне кризиса среди авиаперевозчиков разразилась борьба за выживание. Будучи вынужденными демпинговать цены, компании понесли серьезные убытки, так как доходы от перелетов сократились.
  4. Рост цен на топливо. Стоимость авиационного керосина в 2018 выросла на 40%. В сочетании с ростом стоимости техобслуживания – это усилило негативное влияние экономических факторов, вызвав повышение себестоимости.
  5. Сезонность. Повышение цен на керосин произошло в момент, когда перевозчики уже продали большую часть билетов на летний сезон 2018 г. (как правило, приносящий прибыль). Компенсировать эти потери путем поднятия цен на стоимость перелетов уже не удастся до лета 2019 года, да и увеличить тарифы будет проблематично, если не возрастут доходы граждан.

Списаный самолет

Авиакомпания-банкрот ВИМ-Авиа не выдержала давления перечисленных факторов в 2018 г., но специалисты уверены – это не конец. Поэтому перевозчиков мучает вопрос о том, а кто следующий разориться, и в 2019 году признает себя банкротом.

Независимые эксперты считают – в зоне рисков находятся все российские компании, за исключением «Аэрофлота», и обращают внимание на 2 тревожных признака будущих проблем:

  1. Число пассажиров выросло, хотя экономических причин для этого нет, что выступает признаком раздуваемого в авиаотрасли «финансового пузыря». Наблюдаемый рост называют восстановительным, но из-за того, что благосостояние не улучшилось, ожидать положительной динамики развития нельзя.
  2. Авиакомпании с трудом сводят концы с концами за счет госпрограмм субсидирования, но бюджет страны не выдерживает давления негативных внешних факторов, из-за чего суммы субсидирования могут быть существенно сокращены.

Рейтинг безопасности авиакомпаний мира

Аудиторская компания Jacdec из Германии уже 13-й год подряд публикует рейтинг 100 наиболее безопасных авиакомпаний мира из разных стран. Jacdec проводит анализ всех глобальных перевозчиков на воздушном транспорте, вне зависимости от того, ориентируются они на экономные полеты или рассчитывают на заработок с представителей бизнес-класса.

ТОП-10 авиаперевозчиков из этого списка в 2019 выглядит следующим образом:

  1. Finnair (Финляндия);
  2. Scoot Tigerair (Сингапур);
  3. Norwegian (Норвегия);
  4. Emirates (ОАЭ);
  5. AIR Europa (Испания);
  6. Transavia (Нидерланды);
  7. Etihad Airways (ОАЭ);
  8. Virgin Atlantic (Великобритания);
  9. KLM (Нидерланды);
  10. Jetstar Airways (Австралия).

В ТОП-100 вошли представители российских авиалиний, среди которых:

  • «Россия» на 47 месте;
  • «Аэрофлот» на 76;
  • «Уральские авиалинии» на 81;
  • S7 Airlines на 98.

При составлении рейтинга, Jacdec ориентируется на Safety Risk Index, опирающийся на такие показатели, в числе которых:

  • общее число катастроф и их последствия;
  • особенности рабочих условий (инфраструктура аэропортов, климатическая зона и пр.);
  • результаты деятельности авиаперевозчиков (возраст воздушных судов, маршруты, показатели аудита IOSA и ICAO).

Часть экспертов обвиняют авторов индекса в несостоятельности, ведь они обосновывают выводы на анализе уже свершившихся событий и текущих оперативных данных прошедшего времени, будучи не в силах предоставить объективные сведения о будущей безопасности и рисках для пассажиров.

Однако, более совершенного критерия, чем Safety Risk Index, пока не придумали, а поскольку он включает в себя анализ 33 различных факторов, то на текущий момент – это лучший ответ на довольно сложный вопрос относительно безопасности полетов самолетами гражданской авиации.


1 комментарий
  • Serg
    Ответить
    >> Число пассажиров выросло, хотя экономических причин для этого нет. Просто тарифы на поеезд стали сапостовим с авиаперевощками , а местами даже дороже. Так что в целом врядли чтото изменилось
Добавить комментарий

Вам понравится
Рекомендуем
Юрист по банкротству

Бесплатная онлайн-консультация с юристом по вопросам банкротства

МТС-Банк

Кредит под 5,9% годовых, до 5 млн руб.

Наши друзья
Полезный юрист

Финансовая защита и банкротство физических лиц «под ключ»

подробнее
Контур|Отчет

Удобный документооборот в режиме онлайн

подробнее
  • Индивидуальный подбор кредита онлайн Быстро и дорого продать автомобиль Кредит наличными под 5,5% в год Расчетный счет в Сбербанке
    Подпишитесь на наши новости сейчас!
    Реклама

    Бесплатная онлайн-консультация от опытных юристов по вопросам банкротства юридических и физических лиц

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: