• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 938-77-34
    Москва и МО
    +7 (812) 425-64-12
    Петербург и ЛО
  • Что такое конкуренция

    25 июня 2019
    5
    0
    bsadsensedinamick

    Существует множество компаний, которые являются неочевидными мировыми монополистами. Среди них: Luxottica (солнцезащитные очки), Menu Foods (корма для домашних животных), Monsato (производство кукурузы), Quanta (компьютеры), и многие другие.

    Автор статьи:

    Евгений Маляр
    Навигация по статье
    • Что такое конкуренция, в чем ее суть?
    • Основные виды
    • Значение конкуренции в современной экономике
    • Недобросовестная конкуренция
    • Как обойти конкурентов в бизнесе — 7 советов от успешных бизнесменов

    Любое предложение продукта, аналог которого присутствует на рынке, порождает процесс соперничества.

    В экономике соревнование хозяйствующих субъектов порой принимает изощренные формы. Цель состоит в получении господства на рынке, позволяющего использовать имеющиеся ресурсы с наибольшей выгодой.

    Что такое конкуренция, в чем ее суть?

    Конкуренция — это борьба за преимущества. Они могут выражаться в низких ценах, высоком качестве и других факторах, привлекающих потребительский спрос. Задача состоит в извлечении максимального финансового результата за счет достижения рыночного господства.

    Главным фактором успеха является получение преимуществ при распределении ресурсов снабжения и каналов сбыта продукции.

    Краткое определение конкуренции не раскрывает всего разнообразия видов и форм этого явления. Для лучшего понимания необходима подробная классификация понятия.

    товары на полках

    Основные виды

    Современные виды конкуренции классифицируются по шести основным признакам. В некоторых из них наблюдаются пересечения понятий. Итак, существуют следующие типы конкуренции, и для удобства восприятия они сведены в таблицу:

    Определяющий критерий Вид конкуренции
    Состояние рынка Совершенная (чистая)
    Несовершенная
    Степень развития хозяйственно-торговых отношений Ценовая
    Неценовая
    Число участников Внутриотраслевая
    Межотраслевая
    Условия спроса и предложения Монополистическая
    Монопольная
    Олигополия
    Монопсония
    Олигопсония
    Разнообразие товаров, удовлетворяющих одну потребность Вертикальная
    Горизонтальная
    Масштабы Международная
    Национальная
    Отраслевая
    Промышленная
    Личная

    Теперь приведем пояснения и конкретные примеры различных видов конкуренции в экономике.

    Для совершенного вида характерна идеальная рыночная ситуация, при которой большое количество продавцов предлагают практически одинаковый товар огромному числу потребителей. Для примера можно взять веники – их будут покупать у того, кто предложит дешевле. При этом любая товарная интервенция, сколь бы масштабной она ни была, не в состоянии изменить общую ситуацию на рынке.

    Любая другая конкуренция товара или услуги не является идеальной, а потому называется несовершенной. Всего различают пять ее видов:

    1. Монополистическая форма, при которой ограниченное множество продавцов предлагает сходные товары, отличающиеся некоторыми характеристиками, но удовлетворяющие одну потребность. Например, несколько фирм производят стиральные машины, у которых разные потребительские свойства (скорость вращения, размер барабана, дизайн корпуса и т. д.).
    2. Монополия описывается полным господством одного продавца. За конкретным продуктом покупатель может обратиться только к нему. В настоящее время монопольная ситуация обычно возникает вынужденно по естественным причинам и контролируется государством. Примеры – нефте- и газодобыча.
    3. Для олигополии характерен выбор поставщика, но небольшой. Примером могут служить операторы мобильной связи. Подвидом является дуополия, при которой продавцов два.
    4. Монопсония. Единственный покупатель выбирает себе поставщика. Пример – государственный тендер на выполнение объемного заказа (поставки).
    5. Олигопсония – форма конкуренции с ограниченным числом возможных покупателей. Примером может служить ситуация, при которой в специфическом сырье (какой-нибудь меловой опоке или чем-то в этом роде) нуждаются всего два-три предприятия. Сбыть продукт можно лишь одному из них. Больше это сырье никому не нужно, даже даром.

    перетягивание каната

    Отличие ценовой конкуренции от неценовой понятно из названий. В реальной жизни товар или услуга более высокого качества обычно стоит дороже. Играют свою роль и другие неценовые факторы: приближенность продукта к потребителю, престиж марки, внешний вид и иные показатели. В конечном счете четкую грань между этими видами провести трудно. Например, моющее средство может стоить больше, но расход его будет меньшим в силу высокой эффективности. Качественный товар служит вдвое дольше, а потому даже при цене в 1,5 раза дороже, его приобретение обернется экономией. Имеют значение и дополнительные услуги, предоставляемые покупателю.

    Теперь о конкуренции вертикальной и горизонтальной. Существует множество товаров и услуг, выполняющих, по сути, одну функцию. Например, фильмы потребитель может смотреть в кинотеатре, по телевизору или в интернете. Телефонная связь бывает мобильной и стационарной. Новости узнаются из газет, по ТВ или опять же в интернете.

    Так вот, соперничество производителей одинаковых продуктов называется горизонтальной конкуренцией. Борьба между продавцами взаимозаменяемых, но разных по природе товаров и услуг, определяется как вертикальная.

    Распространено явление перетекания средств из одной индустрии в другую. Этот процесс обусловлен межотраслевой конкуренцией, представляющей собой борьбу за капитал. Если одно из направлений хозяйственной деятельности в международных или государственных масштабах приносит большую прибыль, повышается ее инвестиционная привлекательность. Как следствие, в этот вид индустрии устремляются денежные потоки.

    Отраслевая конкуренция означает соревнование в границах одного промышленно-хозяйственного сектора экономики.

    С масштабами соперничества вопросов возникать не должно. Сравнение конкуренции промышленных гигантов и торговцев на продовольственном рынке не требует подробных комментариев при всем принципиальном сходстве механизмов и методов борьбы.

    Значение конкуренции в современной экономике

    Экономическая конкуренция является воплощением триединой функции стимулирования, саморегулирования и индикатора степени развития рынка. Рассмотрим эти составляющие по отдельности.

    Стимулирующее воздействие конкуренции обусловлено перманентным технологическим соперничеством. Производитель, обеспечивающий своему товару наивысшее качество при наименьшей себестоимости, гарантированно одержит победу. Большая конкурентность достигается путем внедрения инновационных методов производства и выведением на рынок самых современных продуктов.

    Как показал исторический опыт, нынешние экономические системы не могут полностью обходиться без административного вмешательства. Саморегулирование снижает нагрузку на государственный аппарат.

    В тоталитарных странах руководство вынуждено направлять ресурсы в отрасли исходя из хозяйственных потребностей и национальных интересов, но, в силу информационного запаздывания, часто возникает дефицит того или иного продукта. Честная и открытая конкуренция позволяет избежать многих проблем. Автоматически выполняется и распределительная подфункция. Капитал сам охотно перетекает в наиболее перспективные отрасли. Государству остается лишь направлять его и вводить законодательные ограничения в случае возникновения дисбаланса.

    И, наконец, индикаторное значение конкуренции проявляется в возможности контролировать рыночную ситуацию, не допуская монопольного положения отдельных производителей. Господство в целой отрасли создает условия для ценового диктата. Субъекты хозяйственной деятельности должны конкурировать, чтобы на рынке возникало равновесие спроса и предложения.

    деньги

    Недобросовестная конкуренция

    Конкуренция производителей бывает недобросовестной. Это означает, что соперничающие стороны в попытках достижения преимуществ применяют методы, противоречащие национальному или международному праву. Российское законодательство (в частности, статья 13 125-ФЗ «О защите конкуренции») различает следующие недозволенные приемы:

    • Распространение ложной информации с целью причинения убытков и нанесения ущерба деловой репутации другому субъекту хозяйствования (дискредитации).
    • Предоставление покупателям неправдивых сведений о потребительских свойствах, месте производства, материала и способе изготовления товара.
    • Сравнение своего продукта с аналогом другого субъекта с указанием некорректных характеристик.
    • Незаконное использование авторских прав и иной интеллектуальной собственности, включая товарные знаки и другие средства индивидуализации коммерческого продукта.
    • Применение в своих интересах конфиденциальной и закрытой информации, а также ее разглашение и добывание втайне от обладателя.
    • Демпинг, то есть реализация продукта по заниженным ценам с целью экономического удушения конкурента.
    • Сговоры при проведении торгов.
    • Формирование картелей под видом нескольких независимых предприятий.
    • Реклама с использованием запрещенных средств и методов.

    В случае нарушения правил добросовестной конкуренции, виновные лица несут ответственность в административном (согласно ГК и КоАП) и уголовном порядке (УК РФ).

    В свою очередь субъекты, выполняющие общепринятые правовое нормы, находятся под защитой антимонопольного законодательства. Оно представлено следующими актами:

    • Конституция Российской Федерации.
    • Гражданский кодекс (статья 10 и др.)
    • Федеральный закон 135-ФЗ.
    • Федеральный закон 247-ФЗ («О естественных монополиях»).
    • Закон № 2395-1 («О недрах»).
    • 60-ФЗ («О поставках для государственных нужд»).
    • Федеральный закон ФЗ-126-ФЗ («О связи»).

    Ограничению монополий служат также постановления и приказы Правительства РФ и директивные акты антимонопольного органа.

    Как обойти конкурентов в бизнесе — 7 советов от успешных бизнесменов

    В бизнесе, как и в спорте, побеждать нужно честно. Есть ли способы одолеть конкурентов, не нарушая при этом закон? Ответ утвердительный. Бороться за свой сектор рынка и стараться расширить его – задача каждого предпринимателя. Если не прилагать к этому усилий, рано или поздно соперники нанесут сокрушительный удар.

    Опытные бизнесмены, добившиеся успеха, дают разные советы, следуя которым можно преуспеть:

    • Изучение и прогнозирование потребительского спроса. Это поможет заблаговременно выявить потребности рынка и сыграть на опережение.
    • Постоянный технологический рост.
    • Грамотное использование маркетинговых приемов и методов. Для оптимизации снабжения и сбыта необходим анализ, проводимый хорошими специалистами. Особого внимания заслуживает коммерческое продвижение.
    • Обучение персонала. Не следует бояться увольнения работников, получивших квалификацию за счет фирмы: лучшие обязательно останутся, и труд их будет намного эффективнее.
    • Бенчмаркинг (анализ деятельности конкурентных предприятий). Если кто-то из соперников применил новый метод, то, во-первых, об этом следует вовремя узнать, а во-вторых, придумать, чем ответить. Кое-что можно и перенять в рамках закона. Нужно знать конкурентную продукцию, общаться с ее потребителями, а для этого – посещать выставки и использовать другие легальные способы получения информации. Многие экономисты считают, что с соперниками по бизнесу нужно дружить, а не враждовать.
    • Непрерывное повышение производительности и качества. Успешный бизнес предполагает приложение постоянных усилий к совершенствованию организации производства и продаж.
    • Поиск новых рынков снабжения и продаж и их диверсификация. Как хорошо бы ни был отлажен механизм предприятия, вероятность утраты канала поставок и сбыта всегда есть. Хорошо, когда существуют альтернативные варианты «на всякий пожарный случай». К тому же увеличение оборота никогда не повредит.

    В приведенных советах нет ничего необычного. О них просто желательно постоянно помнить, и тогда даже самая высокая конкуренция не будет пугать.

    bsadsensedinamick
    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    Рекомендуем
    Нетология

    Онлайн-университет востребованных интернет-профессий

    Бизнес с Китаем

    Как зарабатывать 170 тыс. рублей на товарах из Китая

    Тинькофф Банк

    Кредит до 2 млн рублей за 5 минут, без визита в банк

    Наши друзья
    Тинькофф

    Удаленная работа в банке Тинькофф

    подробнее
    Таобао.ру

    Безопасные покупки в Китае

    подробнее
  • bsadsensedinamick
  • Бесплатный расчетный счет для бизнеса Раскрутка Instagram-аккаунта Беспроцентная рассрочка по карте Совесть Открытие ООО/ИП онлайн
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    Обслуживание бизнеса в Сбербанке за 1 руб.

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: