Открыть меню

Порог рентабельности

Навигация по статье
  • Зачем нужно знать этот показатель
  • Что влияет на порог рентабельности
  • Формула расчета порога рентабельности
  • Пример расчета
  • Составляющие рентабельности

Значение термина и формулы

Порог рентабельности предприятия – это минимальное число продаж для нулевой доходности.

Порог рентабельности предприятия – это минимальное число продаж с нулевой доходностью. То есть, инвестиции в производственно-обслуживающие нужды, выпуск и реализацию товара окупаются, но не приносят никакой прибыли.

Чтобы понять, какое количество товара нужно выпустить и продать для самоокупаемости производства, делается оценка порога рентабельности. Ее осуществляет как владелец, для удержания бизнеса «на плаву», так и кредиторы или инвесторы, при оценке рентабельности объекта. Определяется отношением переменных и постоянных затрат к полученному доходу.

Зачем нужно знать этот показатель

Порог рентабельности показывает минимальный объем продаж продукции, ниже которого производство будет убыточным.

Знания этого показателя помогут владельцу предприятия определить, в каких условиях прибыль пойдет вверх или на спад.

вычисления

Что влияет на порог рентабельности

Немаловажно выявить детали, оказывающие прямое влияние на порог рентабельности, ведь зная показатели, владелец понимает траекторию дальнейшего движения на рынке. Это:

  • Стоимость единицы товара для конечного потребителя;
  • Переменные и постоянные затраты на производство товаров и обслуживание производственных мощностей, управление, сбыт товара конечному потребителю.

Если что-нибудь меняется в этих факторах, меняется и порог рентабельности.

Выше мы упоминали, что есть затраты постоянные, а есть переменные. Это группы, на которые разделены производственные издержки. Рассмотрим их подробнее.

Постоянные – определенные расходы, осуществленные за тот или иной промежуток времени. Их количество на единицу выпущенного продукта не зависит от количества производимых товаров. Иногда, даже при значительном сокращении производства, постоянные затраты снизить невозможно. К ним относятся:

  • Аренда;
  • Амортизация;
  • Вода, отопление и т. д.;
  • Заработная плата для сотрудников;
  • Административные издержки.

Переменные затраты зависят от объема продукции, производимой организацией. Среди них числятся:

  • Премии;
  • Логистика;
  • Комиссионные;
  • Сырьевые материалы;
  • Электроэнергия;
  • Топливо.

Производство

Формула расчета порога рентабельности

А теперь разберемся, как рассчитать порог рентабельности.

Порог рентабельности в деньгах:

Прд = В × Зпос ÷ (В – Зпер)

Где:
Прд – порог рентабельности в деньгах;
В – совокупная вырученная сумма;
Зпос – постоянные затраты;
Зпер – переменные затраты.

Порог рентабельности в количестве продукции:

Прн = Зпос ÷ (Ц – ЗСпер)

Где:
Прн – порог рентабельности в единицах продукции;
Зпос – постоянные затраты;
Ц – цена
ЗСпер – средние переменные затраты на единицу выпускаемого товара;

После вычисления общего порога рентабельности становится понятно, на какую минимальную сумму компания должна продать товар, чтобы не обанкротиться.

Пример расчета

Компания реализует 100 единиц товара по 500 рублей. Переменные затраты на единицу продукции составляют 300 рублей. Прямые затраты на единицу продукции составляют 70 рублей. Прямые и косвенные затраты в себестоимости одного продукта составляют 30 рублей. Нам нужно найти значение порога рентабельности.

Сначала рассчитаем его по первой формуле (в деньгах):

Зпос = (70 + 30) × 100 = 10 тысяч рублей;

Зпер = 300 × 100 = 30 тысяч рублей;

В = 100 × 500 = 50 тысяч рублей;

Прд = 50 000 х 10 000 ÷ (50 000 – 30 000) = 25 тысяч рублей.

Из этого примера понятно, что компания начнет получать прибыль в том случае, если реализует товара больше чем на 25 тысяч рублей.

А теперь рассчитаем значение по второй формуле (в количестве произведенного товара):

Прн = 10 000 ÷ (500 – 300) = 50

То есть, чтобы производство самоокупилось, компании нужно продать 50 единиц товара, а чтобы получить прибыль, это значение должно быть больше.

Составляем график точки безубыточности

График наглядно демонстрирует положение компании. Для его создания:

  • Выявляем порог рентабельности для определенного товара. Отмечаем точками в площади координат.
  • Соединяем эти точки с помощью ровной или кривой линий.

Образец:

График порога рентабельности

Вычисление порога рентабельности с помощью Excel

Для таблицы вам понадобится четыре колонки.

  • В первой указываем минимальное число продаж, которое окупает вложения.
  • Во второй постоянные затраты.
  • В третью вносим переменные затраты, соответствующие указанным объемам.
  • Прописываем цены для покупателя.
  • В последнюю заносим одну из вышеперечисленных формул

Образец:

Порог рентабельности в excel

Составляющие рентабельности

Главные критерии получения рентабельности — это:

  • Грамотно выстроенные и эффективно эксплуатируемые основные фонды производства;
  • Спрос на изготовляемый продукт;
  • Инвестиционная база.

Порог рентабельности медленно перетекает в понятие операционного рычага, отображающее разницу между темпами роста прибыли и реализации. Зная его, можно спрогнозировать на сколько процентов изменится доход при изменениях денежного прихода. Рычаг работает в обе стороны, как на подъем, так и на спад.

Для описания всего процесса, нужна отдельная статья, которая, несомненно, в ближайшем будущем появится в нашей рубрике. Следите за публикациями.

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Автор статьи
Анна Судак
Автор статей о бизнесе. Анализ всех способов заработка в интернете. Цель – написать и издать книгу о заработке в сети.
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Энциклопедия успешного бизнеса · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
- Карта сайта
По всем вопросам пишите по адресу: support@delen.ru