Бесплатное обслуживание бизнеса в Сбербанке
Внедрение стандарта развития конкуренции в российских регионах и польза для экономики
- Задачи государства по развитию конкуренции в России
- О «Стандарте развития конкуренции»
- Существующее положение, проблемы с наличием конкуренции
- Россия в международных рейтингах развития конкуренции
- Рейтинг аналитического центра
- к получению и передаче знаний;
- к открытию новых товаров или технологий;
- к обнаружению неизвестных возможностей, а также способов их использования.
Приведенные примеры доказывают, что конкуренция является особым методом, воспитывающим умы, благодаря которому рождаются не только предприниматели, но и великие изобретатели. Только постоянно двигаясь вперёд, внедряя инновации, можно не только получить, но и сохранить устойчивое конкурентное преимущество.
Задачи государства по развитию конкуренции в России
Правительство РФ подтвердило важность развития экономической конкуренции и приняло соответствующую Национальную программу. Что необходимо сделать для развития здоровой конкуренции?
- Создать стимулы, условия, чтобы развивать новые секторы, обеспечивающие глобальную конкурентоспособность (прежде всего в высоких технологиях).
- Обеспечивать развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, мотивирующей производителей снижать издержки, обновлять ассортимент продукции с учётом потребительских ожиданий.
- Не допустить развитие монополизма, следствием чего будут негативные социально-экономические последствия (это прежде всего компетенция Федеральной антимонопольной службы России).
Задачи поставлены правильные, но слишком общие. О работе ФАС имеется много информации, внешне её результативность не подвергается сомнению. Однако есть ли системность в её работе, обеспечивает ли она (год за годом) реальную демонополизацию экономики? Скорее мы наблюдаем разрозненные и разнонаправленные попытки воздействия на деятельность нарушителей антимонопольного законодательства.
О «Стандарте развития конкуренции»
Документ принят в 2015 году. Он призван не просто способствовать упрочению конкуренции. Его цель – установить ответственность органов исполнительной власти и регионов за создание условий, поддерживающих развитие конкуренции (учитывая региональную специфику), её стимулирование; поддержку и защиту субъектов малого и среднего бизнеса. Подчёркивается важность системного подхода в аналитической работе, вводится мониторинг, оценка, контроль и анализ деятельности в этих вопросах региональных органов исполнительной власти. Стандарт вводит так называемую «дорожную карту» (план мероприятий, способствующих формированию и подъёму конкуренции). Прежде всего власти регионов нацеливаются на создание (либо содействие созданию) субъектов бизнеса, оказывающих следующие услуги:
- дошкольное образование;
- детский отдых;
- культурные, социальные, медицинские услуги;
- услуги ЖКХ;
- транспортные пассажироперевозки;
- строительство;
- розничная торговля (в том числе фармпродукцией);
- и другие.
При этом на ближайшие два-три года установлены контрольные показатели (обычно в процентах). Разумеется, Стандарт весьма полезен, в том числе в плане получения аналитических данных, но в своей основной части, к сожалению, весьма неконкретен.
Существующее положение, проблемы с наличием конкуренции
Конкуренция производителей возникает лишь при определённом уровне товарного насыщения, и уж во всяком случае – не при товарном голоде. Поэтому говорить о реальной конкуренции можно скорее с середины девяностых годов, причём часто – благодаря вхождению на рынок иностранных товаропроизводителей. К сожалению, поскольку не была системно трансформирована экономика, не разукрупнены основные монополии, «родимые пятна социализма» были усугублены частнохозяйственными монопольными структурами. Серьёзнейшее влияние на субъекты экономики РФ оказывает «могучая тройка» естественных монополистов: ОАО «Газпром», ОАО РАО «Единая Энергетическая Система России», ОАО «Российские железные дороги».
Даже сейчас земельная собственность и недвижимость, в части подтверждения прав владения ими, далеко не полностью находятся в правовом поле страны. Рынок капитала находится последние годы в кризисе, рынок труда не развит. Не являются секретом растущая степень износа основных производственных фондов и низкая загрузка производственных мощностей во многих отраслях. Препятствуют развитию конкуренции такие факторы:
- нерациональная структура производства;
- технологическое отставание ряда отраслей;
- влияние монопольных структур;
- патернализм.
Добавим, что полноценная рыночная инфраструктура скорее отсутствует, а предприятия малого бизнеса присутствуют в недостаточном количестве.
Наиболее развиты конкурентные отношения в легкой, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении. Причём конкурентами нередко выступают иностранные компании.
Россия в международных рейтингах развития конкуренции
Любого рода индексы и коэффициенты – это попытка сравнения несравнимого, протаптывание тропинки упорядоченности в мире хаоса. Насколько сопоставимы Москва, Санкт-Петербург, Калмыкия, Удмуртия, Хабаровский край, Сахалинская область?
Место России в «Индексе глобальной конкурентоспособности» улучшилось: 38-е по итогам прошлого года. По ведению бизнеса – 40-е.
В «Рейтинге стран мира по уровню научно-исследовательской активности» – 15-е (в 15 раз ниже США и в 6,4 раза – Китая), в «Рейтинге стран мира по Индексу инноваций» – 45-е.
Рейтинг аналитического центра
В свою очередь, аналитический центр при правительстве России в прошлом году на основании опроса предпринимателей сделал выводы о падении уровня конкуренции в стране в течение последних трёх лет. При этом 2/5 опрошенных заявили, что главный виновник монополизации экономики – государство (из-за своих антиконкурентных действий).
По мнению 41% опрошенных, ключевой фактор конкурентоспособности – низкие цены на продукцию, за ними идет высокое качество (19%). Любопытно снижение доли респондентов, считающих конкуренцию высокой – 48%. Является ли это следствием режима санкций и антисанкций?
И ещё один вопрос, на который сложно ответить однозначно, исходя только из официальных данных: существующая конкуренция – насколько она вписывается в существующее законодательное поле, насколько она честная? А от этого зависит очень много – не только доверие зарубежных партнёров и обеспечение работой судебных органов.
После рассмотрения имеющихся данных возникают определённые опасения. Одно дело – написать правильные слова о благотворном влиянии конкуренции на развитие производства, но без упорной работы по внедрению инноваций, обновлению оборудования, обучению кадров результат будет ничтожным. Нужен действительно Национальный план с жёстким анализом ситуации, определением последовательности необходимых действий на двух-трёхлетний период с закреплением конкретного финансирования и, разумеется, с ответственностью виновных. Именно это может стать началом пути в нужном направлении.