Открыть меню

Футбол как бизнес

Навигация по статье
  • Самые дорогие и богатые клубы в мире
  • На что больше всего тратят футбольные клубы
  • Доходы клубов
  • Футбольный бизнес в России

Сегодня футбол является самым популярным видом спорта на планете, в котором крутятся огромные деньги. Именно об этом аспекте футбола мы и поговорим.

Самые дорогие и богатые клубы в мире

Сегодня все знают такие клубы как «Челси», «Манчестер Сити», «ПСЖ», в которые вкладываются огромные деньги. А есть и клубы которые сами постепенно превратились в успешные бизнес проекты, например «Барселона», «Манчестер Юнайтед». При этом у этих клубов обороты, которые оцениваются в сотни миллионов долларов, правда и прибыль измеряется десятками миллионов, ибо затраты огромны.

На что больше всего тратят футбольные клубы

Конечно, основная строка расхода футбольного клуба, это покупка футболистов и зарплаты для них. Некоторые футболисты получают по 200 тысяч евро…в неделю – фантастические цифры. Конечно, таких единицы, но, тем не менее, платежные ведомости топ-клубов оцениваются в 70-100 миллионов долларов в год.

Покупка футболистов для некоторых клубов может являться серьезной статьей расходов, особенно, если в клубе внезапно появился богатый хозяин (пример – «Анжи», «ПСЖ», «Челси». В этом случае во главе – спортивные достижения и на игроков денег не жалеют. Остальные клубы редко делают дорогостоящие покупки, как правило, хороший футбольный клуб старается поддерживать хотя бы нулевой баланс между расходами на покупки игроков и доходами с их продаж.

Хотя, если единичные случаи, когда клубы по сути живут за счет продаж игроков, например голландский «Аякс», который обладает отличной школой для молодых игроков или португальский «Порто». При чем, если голландцы выращивают своих звезд, то португальцы как правило покупают дешево и продают дорого. Пример – бразилец Халк, который был куплен за небольшую сумму у японского клуба и был продан Зениту за 40 миллионов евро.

Также футбольный клуб может тратить большие деньги на постройку своего собственного стадиона. Ведь тогда вся прибыль от билетов пойдет в карман владельцу, что станет хорошим бизнесом и источником дополнительного дохода. Клубы, у которых нет своего стадиона как правило платят фиксированный процент от суммы проданных билетов или же просто арендную плату за стадион, вне зависимости от того, сколько билетов на конкретный матч было продано. Сюда же можно добавить и расходы клубов на содержание своих стадионов, а обходится это весьма недешево.

Также ведущие клубы тратят серьезные деньги на содержание молодежных школ, что может окупится, если там выращиваются хорошие футболисты, которые начинают играть за свой клуб или продаются в другие команды.

Серьезная статья расходов футбольного клуба это административные траты, например перелеты, гостиницы, форма, питание, медицина и прочие. Хотя, у разных клубов есть свои нюансы, например в «Зените» выдают несколько комплектов формы на сезон и если игрок их испортит или отдаст другим игрокам (принято меняться футболками после матчей), то ему придется покупать их за свои деньги.

Доходы клубов

Сегодня почти любой футбольный клуб это бизнес, а бизнес должен быть прибыльным. Про доходы клубов от трансферов мы говорили выше. Существенной статье дохода становятся продажи билетов на матчи, особенно если стадион собственный.

В топ-чемпионатах клубы получают серьезные деньги от продажи телетрансляций, в Англии например футбольным клубам платят десятки миллионов евро ежегодно. В России эта сумма конечно же гораздо ниже, но это в первую очередь связанно с качеством игры, трансляций, т.к. Английскую Премьер Лигу смотрят во всем мире.

Для хорошего клуба стало обязательным продавать свою символику. В Европе болельщики никогда не купят дешевую подделку, они знают, покупая шарф или футболку в фирменном магазине, они поддерживают свою команду финансово. В России в этом плане стоит отметить питерский «Зенит», который активно продает фирменную атрибутику еще и в регионах, да и вообще, активно развивает эту линию доходов.

Призовые от участия и тем более побед в турнирах на самом деле обычно не являются существенной строкой дохода футбольного клуба. Конечно, если это не самый престижный клубный турнир в мире – Лига Чемпионов. Иногда в групповой этап проходят бедные команды (слабыми их назвать нельзя, раз они пробились в эту стадию), которые вне зависимости от результатов обеспечивают бюджет клуба на несколько лет вперед. Вот это и есть самый яркий пример футбольного бизнеса. Отметим, что это команды как правило из слабых чемпионатов. Поэтому, если Вы решили выгодно вложить деньги в футбольный бизнес, покупайте команду в какой нибудь маленькой стране.

Футбольный бизнес в России

В России футбол как и все остальное – с нашим колоритом. Мы сейчас не будем говорить про ведущие клубы, такие как «ЦСКА», «Зенит», «Рубин» и «Анжи», про который отдельный разговор. А поговорим как раз таки про середнячков и команды из низших лиг. Главная проблема российского футбола в том, что многие команды находятся на финансировании из местных бюджетов. То есть, команда из небольшого (или даже большого) провинциального города получает в год скажем 100 миллионов рублей. Выйдет в Премьер-Лигу, будет получать 150. И ей нет смысла зарабатывать, налаживать продажу атрибутики. Ведь если они эти же сто миллионов заработают, из бюджета их спонсировать не будут.

В этом и проблема, например в Шотландии, футбольный клуб Рейнджерс, с богатыми традициями, но который обанкротился, отправили в низшую лигу без раздумий. А в России получается замкнутый круг – клубам не к чему стремится. И тот же пример «Анжи» по сути не так уж и плохо, когда во главе стал амбициозный олигарх Керимов. Хотя, это конечно не тот пример, ведь он тратит миллионы особо их не считая. А вот если у хотя бы 5-7 клубов появятся во владельцах умные бизнесмены, которые хотят зарабатывать деньги – это пойдет на пользу всему российскому футболу.

Автор статьи
Евгений Смирнов
Индивидуальный предприниматель, соучредитель интернет-магазина. Специалист по работе с франшизами и финансовыми учреждениями.
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Энциклопедия успешного бизнеса · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
- Карта сайта
По всем вопросам пишите по адресу: support@delen.ru