• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 455-10-73
    Москва и МО
    +7 (812) 309-18-97
    Петербург и ЛО
  • Использование основных средств

    Анна Судак
    14 ноября 2017
    0
    0
    239
    # Нюансы бизнеса Использование основных средств

    Использование ОС — это фиксация каждого шага производственного процесса в бухгалтерской книге по мере использования актива.

    Навигация по статье
    • Зачем это нужно
    • Как определить срок полезного использования
    • Классификатор амортизационных групп 2018
    • Приобретенное ОС в налоговом учете. Вычисляем сроки полезного использования
    • Приобретенное ОС в бухгалтерском учете. Вычисляем сроки полезного использования
    • ОС бывшие в употреблении. Нюансы эффективного использования
    • Использование основных средств. Меняем сроки
    • Показатели эффективности использования основных средств
    • Анализ эффективности основных средств

    Для начала разберем такое понятие, как основные средства (ОС). Это активы, заложенные компанией на все этапы производства товаров на определенный срок (больше года). В период эксплуатации деньги сохраняют свою натуральную форму, но по мере износа утрачивают свою стоимость. То есть часть денег, заложенных на создание продукта, уходит на его разработку, выпуск и продвижение. А часть (с продажи) возвращается в виде амортизации.

    Проще говоря, ОС — это активы:

    • для использования на всех этапах производства или сдачи объектов в аренду;
    • представленные в виде твердой валюты, используемой на протяжении длительного времени;
    • которые не перепродаются;
    • приносящие выгоду в долгосрочной перспективе.

    Чтобы стало совсем понятно, актив — это здания, скот, оборудование, земля, и т. д.

    Амортизация — это процесс переноса денежных средств на процесс изготовления и продажи продукта конечному потребителю.

    Что подразумевает под собой использование основных средств? По сути, это некоторая сумма, выделенная предприятием на процесс производства того или иного товара. Показателями использования ОС являются:

    • рентабельность производства;
    • фондоотдача;
    • фондоемкость;
    • коэффициенты сменности, износа, обновления.

    То есть, использование ОС — это фиксация каждого шага производственного процесса в бухгалтерской книге по мере использования актива.

    бухучет

    Зачем это нужно

    Например, компания приобрела станок. Его фиксируют, любя придумывают ему имя (присваивают инвентарный номер), ставят на баланс по цене, которую за него отдали. Но в процессе работы станок изнашивается. Поэтому, чтобы не допустить сбоев в производстве, стоимость оборудования постепенно списывают на себестоимость производимой на нем продукции.

    Не будем забывать о том, что станки не вечны, особенно некоторые их детали, которые со временем приходят в негодность. Поэтому затраты на ремонт также учитываются. В общем, фиксируя каждый шаг по эксплуатации оборудования в процессе его работы, компания создает для себя полную картину производственного процесса и держит все расходы, перераспределения и денежные операции под контролем.

    Как определить срок полезного использования

    Срок полезного использования считается в месяцах. Состоит из:

    1. Приблизительного эксплуатационного срока объекта, опираясь на его производственный потенциал (силы и мощности).
    2. Приблизительного износа под воздействием внешних факторов: частоты использования (сколько часов работает оборудование), состояния внешней среды, интенсивности ухода за производственными мощностями и т.д.
    3. Юридических ограничений, обусловленных законом.

    Сроки фиксируются в инвентарных карточках по учету ОС (форма ОС-6). Если вы устанавливаете сроки, которые не совпадают с налоговым учетом, будьте готовы к внесению дополнительных сведений (3-пункт БПУ 18/02)

    Скачать форму ОС-6

    Даже если компания еще не начала эксплуатацию объекта, по факту он уже изнашивается. А этого допускать нельзя. Что меняет ситуацию? Амортизация, зафиксированная документально.

    Законсервировав ОС, будьте уверены в том, что ухудшение характеристик объекта не отразится ни на вашей репутации, ни на вашем кошельке.

    Как амортизировать имущество? Провести оценку его потенциала и реальных возможностей. В ходе обследования выявляется реальная стоимость объекта, группа амортизации и сроки полезного использования.

    Предприятие

    Классификатор амортизационных групп 2018

    В Общероссийский классификатор основных фондов ежегодно терпит изменения. Актуальный список с изменениями на 2018 год можно скачать здесь:

    Скачать ОКОФ

    Не нашли себя в классификаторе? Тогда сделайте следующие действия. Установите срок полезного использования ОС (СПИ) самостоятельно, взяв за основу нормативную документацию объекта и заметки производителя.

    Приобретенное ОС в налоговом учете. Вычисляем сроки полезного использования

    Определите амортизационную группу. Учтите факт, что иногда классификация меняется, некоторые пункты перекочевывают в другую группу, а их места занимают новые объекты. Поэтому прежде чем определиться, ознакомьтесь с классификатором ОС по ссылке выше, новыми тенденциями в законодательстве и т. д. Если у вас возникли трудности или вопросы с определением своего объекта вы всегда можете обратиться в Минэкономразвития России, которое в письменной форме даст четкий ответ.

     

    Если вы арендуете объект по форме лизингового соглашения, то включение в амортизационную группу производит сторона, ведущая учет ОС по объекту. 10-пункт 258 статьи НК РФ.

    Если в ходе выбора амортизационной группы была допущена ошибка (что часто случается с владельцами компаний), паниковать не стоит. Ведь тогда:

    • Заново пересчитывается база налога на прибыль. И если уплата налога произведена сверх нормы, делается перерасчет по каждому отчетному периоду.
    • Если показатель занижен, компании придется заплатить и налог, и пеню. Статья 54 и 81 НК РФ

    Приобретенное ОС в бухгалтерском учете. Вычисляем сроки полезного использования

    В этой ситуации компания сама вправе устанавливать сроки полезного использования основных средств. Для этого достаточно апеллировать пунктом 20 ПБУ 6/01. Предприятие разрабатывает СПИ согласно требованиям организации, которые включают в себя ожидаемый эксплуатационный срок и срок износа объекта.

    С 2013 года в РФ отменена унифицированная форма карточек первичной бухгалтерской документации, поэтому каждая компания сама для себя разрабатывает и утверждает этот документ. Но никто не запрещает брать за основу формуляр, разработанный госкомстатом России.

    Рассмотрим ситуацию на примере:

    Допустим, вы соорудили вольер для скота. Это обошлось вам в 240 тысяч рублей. В бухгалтерских целях срок использования вольера составляет 2 года (24 месяца). Полезное использование для целей по налогообложению составляет ровно 100 месяцев. Вольер у нас попадает в пятую амортизационную группу. А теперь посчитаем…

    Норма амортизации для налогового учета составляет:

    (1÷100)×100%=1%

    Ежемесячные амортизационные отчисления:

    240 тысяч×1%=2 тысячи 400 рублей

    В бухучете ежемесячные отчисления на амортизацию:

    240 тысяч÷24=10 тысяч рублей

    Вычитаемая каждый месяц временная разница:

    10 тысяч-2 тысячи 400 рублей=7 тысяч 600 рублей

    Образовывается отложенный налоговый актив (сокращенно ОНА):

    7 тысяч 600 рублей÷20%=1 тысяча 520 рублей

    Отложенный налоговый актив = Дебет 09 Кредит 68 субсчет налога на прибыль 1 тысяча 520 рублей.

    К окончанию строительных работ актив составит:

    1 тысяча 520 рублей×24=36 тысяч 480 рублей

    Сооружение исчезает, сумма ОНА списывается.

    ОС бывшие в употреблении. Нюансы эффективного использования

    Предприятие

    Несмотря на то что вы приобретаете ОС бывшие в употреблении, вы, как новый владелец, имеете право самостоятельно устанавливать правила игры (в рамках законодательной базы, конечно). Как вариант, вы можете принимать решение исключительно по сроку, опираясь на 7-пункт 258 статьи НК РФ:

    • установить срок ОС как для нового объекта;
    • установить срок ОС, уменьшив на срок фактической эксплуатации объекта предыдущим хозяином;
    • договориться с собственником об использовании его данных.

    Рассмотрим этот процесс на примере компьютера. Вы купили ноутбук, который использовался уже 2 года до момента передачи его вам в руки. Гарантийный (полезный) срок машины — 3 года. Значит ваш полезный срок использования техники сократился с трех до одного. Простая арифметика, не правда ли?

    Давайте рассмотрим несколько сценариев развития событий:

    1. Вы купили объект, ОС которого равны заявленному в документах сроку или даже превышают его. В этом случае вы, как новоиспеченный хозяин, опираясь на все существующие данные, берете на себя всю ответственность и назначаете новый срок полезного использования. При этом стоит учитывать нормативную документацию и правила техники безопасности. Опора — 7-пункт 258 статьи НК РФ. Но чтобы документально обосновать свое решение, необходимо подтвердить сроки эксплуатации объекта предыдущим хозяином (естественно, тоже документально). Но никакой утвержденной формы для этого, по факту, нет. На практике таким документом является акт о приеме-передаче основного средства форма ОС-1. Такой документ оформляется при заключении договора о купле-продаже объекта и заполняется исключительно на данных бухгалтерского учета предыдущего владельца. Здесь стоит выяснить все нюансы, так как вы уже в курсе, что данные бухучета могут не совпадать с данными по налогообложению. Будьте бдительны!
    2. Может случиться и так, что по каким-либо причинам предыдущий хозяин не может предоставить данные по объекту. В этой ситуации новый хозяин обязан самостоятельно установить срок полезного использования как для нового ОС, опираясь на 258 статью НК РФ.

    Скачать форму ОС-1

    Использование основных средств. Меняем сроки

    «Ход конем» допустим, после модернизации, технического апгрейда материальной базы, реконструкции объекта. Главное понять, что после определенного ряда действий можно увеличить срок ОС, но никак не сменить амортизационную группу. Более подробно о процессе и правовых нюансах читайте в 258 статье НК РФ.

    Графики

    Показатели эффективности использования основных средств

    Важно, чтобы предприятие непросто окупалось, но и приносило доход. Поэтому иногда нужно делать реальную оценку эффективности. Что же это такое? Попробуем разобраться.

    Показатели эффективного использования основных средств предприятием условно разделены на две группы:

    1. Общие. К ним относятся фондоотдача, фондоемкость, фондовая рентабельность.
    2. Частные. Это эксплуатация оборудования и доступных производственных площадей.

    А теперь разберем пункты по косточкам. Итак, начнем с фондоотдачи. Этот коэффициент указывает, какое количество товара припадает на один рубль каждого из производственных фондов.

    Рассчитывается по формуле:

    Коэффициент фондоотдачи

    Нет единого значения элементов формулы. У каждого предприятия свои цифры, на которые влияют те или иные факторы. Чтобы получить конкретику и выявить динамику, компании нужно несколько лет. Надеемся, в этом нелегком деле вам поможет вот эта табличка:

    Динамика коэффициента фондоотдачи

    Фондоемкость. По этому показателю определяется, какое количество основных средств уходит на единицу продукции. Рассчитывается коэффициент по формуле:

    Коэффициент фондоемкости

    Фондовая рентабельность. Коэффициент указывает величину балансовой прибыли на рубль выпускаемой продукции. Рассчитывается он по формуле:

    Фондовая рентабельность формула

    Где: R – рентабельность;

    Пб – балансовая прибыль;

    Фcr – величина оборотных средств;

    Фос – среднегодовой оборот денежных средств предприятия.

    Анализ эффективности основных средств

    Анализ эффективности фондов процесс трудоемкий и требует максимальной концентрации. Еще бы, ведь от этого зависит судьба предприятия. Что же влияет на выпуск продукции?

    1. Наличие и налаженный процесс работы фондов (основного капитала).
    2. Наличие материальной базы (оборудование и т.п.)
    3. Наличие и правильное использование трудовых ресурсов.

    Само собой, составляется план, в котором прописываются сценарии действий по этим трем пунктам. Исходя из этого плана рассчитывается предварительный объем выпускаемой продукции и, конечно, прибыль.

    Что является ключевыми составляющими для анализа состояния фондов?

    • Приложение к балансу годовой отчетности (форма №5);
    • Инвентарные карточки (о них мы говорили в начале статьи);
    • Накладные внутреннего перемещения ОС;
    • Акты выполненных работ по ремонту оборудования и прочие нормативные документы, подтверждающие какие-либо манипуляции с материальной базой предприятия.

    Начинается анализ с изучения всех фондовых групп и сложения общих расходов. Нужно понять, что увеличение удельного веса оборудования (в буквальном смысле — веса), в перспективе повышает и отдачу фондов.

    После проведения первичного исследования и актуализации информации переходим к следующему шагу — проверка обновления фондов. Здесь нам нужно выяснить коэффициенты:

    • обновления;
    • выбытия;
    • прироста.

    Эти коэффициенты вычисляются в несколько этапов для выявления полномасштабной картины их динамики.

    Дальше изучаем «возраст материальной базы», сгруппировав данные по сроку эксплуатации оборудования. Сделав это, мы узнаем какое оборудование дает максимальную отдачу, какое имеет средний возраст, а какое пора списать со счетов. Ведь одними из ключевых факторов состояния основных фондов являются износ и годность.

    Коэффициенты исчисления и выбытия снимаются в текущем периоде, а износа и годности фиксируются на его начало и конец.

    На этом все! Искренне надеемся, что материал принес вам пользу. До новых встреч!


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    # Нюансы бизнеса Отчетность ИП на УСН 6%
    # Нюансы бизнеса Недобросовестная конкуренция
    Рекомендуем
    МодульБанк

    Бонусы на 150000 рублей при открытии счета

    Кредит для бизнеса

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Taobao.ru

    Оптовые поставки из Китая для бизнеса

    Мой кредитный статус

    Получение кредитной истории и рейтинга онлайн

    Рефинансирование кредитов

    Выгодное предложение для бизнеса от Альфа-Банка

    ВТБ-Страхование

    Страхование бизнеса и физических лиц на выгодных условиях

    Наши друзья
    Деловая среда

    Узнайте о бизнесе всё!

    подробнее
    Лизинг для предпринимателей Домен для сайта от 0 руб. Бесплатное обслуживание в ДелоБанке Получите IT-профессию онлайн
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    Простое получение кредита в одном из самых популярных банков России. От 12,5% годовых. Сумма до 1 млн рублей на 7 лет

    узнать подробнее