• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 455-10-73
    Москва и МО
    +7 (812) 309-18-97
    Петербург и ЛО
  • Конкуренция и ее виды

    Евгений Маляр
    15 ноября 2017
    0
    0
    1572
    Навигация по статье
    • Основные виды конкуренции
    • Виды рыночной конкуренции
    • Что такое недобросовестная конкуренция
    • Методы добросовестной конкуренции
    • Ценовая и неценовая конкуренция
    • Ценовая конкуренция
    • Неценовая конкуренция
    • Современные виды конкуренции
    • Выводы

    Подчиняясь законам диалектики, всё на свете соревнуется между собой. В борьбу за преимущества, право на экспансию, комфорт и выгоду вступают живые организмы, в некоторых случаях сложные структуры, создаваемые людьми, и, конечно же, наиболее её распространённым видом по праву считается конкуренция в деле извлечения дохода, то есть в бизнесе. Этому аспекту явления и посвящена статья.

    Основные виды конкуренции

    Само понятие конкуренции весьма широко, и выходит за рамки распространённых представлений о том, что успех и преимущества зависят лишь от качества товара и его цены. Формы этого явления разнообразны, и касаются не только бизнеса.

    В обобщённом виде под конкуренцией понимается борьба с соперниками за что-то лучшее в условиях ограниченности ресурсов.

    К примеру, есть одна невеста, благосклонности которой стремятся добиться женихи количеством от двух и более. Другая иллюстрация: два хищника сражаются за контроль территории. Уникально понятие конкуренции уголовно-правовых норм (которую, однако, не следует путать с коллизией), когда признакам нескольких статей УК в той или иной мере соответствует одно преступление, и порой возникают юридические споры о его квалификации, а от неё зависят человеческие судьбы и суровость наказания. При этом формально в уголовном праве борются между собой не люди, а законы, хотя, конечно же, за всем этим стоят действия обвинителей, защиты и подсудимых.

    В любом случае в явлении проявляется соревновательная сущность. Функции конкуренции состоят в определении путей достижения более сильных позиций, умений и других качеств, определяющих успех.

    Товары на полках

    Виды рыночной конкуренции

    На рынке действует тот же закон – побеждает сильнейший, но борьба ведётся по более сложным правилам, а критерии, приёмы и условия весьма разнообразны. В зависимости от определённых форм можно выделить следующие виды конкуренции:

     

    Критерий

    Виды конкуренции
    Название Краткая характеристика
     

    1

    Масштаб развития Международная Борьба на мировых рынках сбыта.
    Национальная Конкуренция внутри одной страны.
    Отраслевая В рамках отдельной отрасли.
    Личная Борьба независимого производителя за собственную долю рынка.
     

    2

    Степень развития рынка  Ценовая На сбыт влияет только цена.
    Неценовая Спрос формируется потребителями в зависимости от качеств продукта.
     

    3

    Паритетность возможностей  Совершенная Равновесное состояние практически безграничного количества продавцов и потребителей. В реальности встречается крайне редко.
    Несовершенная Некоторые участники рынка обладают возможностями, недоступными другим.
     

    4

    Сфера деятельности  Внутриотраслевая Конкуренция производителей сходных (смежных) по назначению и свойствам продуктов.
    Межотраслевая Соперничают представители разных отраслей рынка, стремящихся перераспределить траты потребителей в свою пользу (к примеру, побуждая их купить не автомобиль, а скопить больше и приобрести квартиру).
     

    5

    Степень контроля рынка  Чистая Конкурентов много, и они обладают равными возможностями. Вид совершенной конкуренции.
    Монопольная Один продавец, диктующий свои условия. В России, например, естественный монополист «Газпром».
    Монополистическая Борьба за сбыт осуществляется многими крупными монополиями, предлагающими схожий продукт различных ценовых групп.
    Олигополистическая Конкуренция небольшого числа монополий, суммарно контролирующих весь объём рынка.
     

    6

    Характер спроса  Вертикальная Разновидность внутриотраслевого соперничества. Состав продукта однороден, конкурентные преимущества формируют его достоинства и недостатки в глазах потребителя.
    Горизонтальная Разновидность внутриотраслевой конкуренции, возникающей между производителями сходных продуктов, стремящихся обеспечить себе преимущества за счёт более высокого качества товаров и обслуживания.

    Приведенная таблица лишь кратко перечисляет известные виды конкуренции, которых в реальной жизни намного больше с учётом того, что в чистом виде они встречаются редко, а чаще представляют собой сочетания нескольких составляющих.

    Что такое недобросовестная конкуренция

    Так как речь идёт о беспощадной борьбе за возможность получения преимуществ (источников дешёвого сырья, низкооплачиваемых трудовых ресурсов, энергии, сбыта и пр.), то и нравы, царящие в среде её участников заведомо суровы. Однако подобно тому, как в ходе реальных вооружённых конфликтов стороны декларируют соблюдение «законов и обычаев ведения войны», и в процессе соперничества компаний действуют строгие правила. Некоторые из них носят этическую направленность, другие же чётко прописаны в законодательствах, в частности антимонопольном, антидемпинговом или направленном против промышленного шпионажа. При этом свою специфику имеют практически все виды рынков. В зависимости от метода конкуренции, пресекаются попытки ценового сговора, нарушения патентной чистоты и установления скрытого монополизма.

    Недобросовестная конкуренция

    Примером недобросовестного метода борьбы за рынки сбыта может служить запрещённый, но всё же практикуемый по причине трудной доказуемости метод демпинга, выраженный в злонамеренном уменьшении цены (даже ниже себестоимости) с целью «удушения» других участников рынка, не имеющих финансовых возможностей нести убытки в течение длительного времени.

    Существуют многие другие порицаемые и преследуемые в уголовном порядке методы обретения рыночных преимуществ, вплоть до нанесения ущерба деловой репутации, или даже диверсий и убийств.

    Все способы конкурентной борьбы, не преследуемые по закону, относятся к дозволенным и добросовестным.

    Методы добросовестной конкуренции

    Как свидетельствует мировой опыт, запретные методы борьбы за рыночные преимущества дают чаще всего кратковременный эффект. Как правило, козни, интриги, демпинг, шпионаж и прочие акты недоброжелательности оборачиваются против самих же их инициаторов. В противовес этим неблаговидным способам достижения доминирования, вполне дозволенные и одобряемые обществом технологии, демонстрируют устойчивую результативность. Среди них:

    • Грамотный маркетинг. Под ним понимается, в первую очередь, проведение исследований рынка с целью выявления продуктов и услуг, сбыт которых не составляет проблемы. На основании этих изысканий составляется бизнес-план, выполнение которого обеспечивает устойчивое доминирование в течение длительного срока. При этом следует учитывать, что маркетинг не является одномоментным мероприятием, а работы по его осуществлению должны вестись постоянно;
    • Выявление новых рынков сбыта. Самое естественное действие в условиях ожесточённого соперничества и товарной перенасыщенности – поиск мест на географической карте, куда конкуренты ещё не успели добраться. Ярким примером может служить открытие некоторыми российскими банками филиалов в отдалённых и небольших городах;
    • Технологические инновации. Продукт, обладающий уникальными потребительскими свойствами, даёт производителю существенные конкурентные преимущества. К примеру, особый кислородный комплекс, включённый в рецептуру косметики российской марки «Faberlic», выгодно отличает её от большинства аналогов.
    • Обучение кадров. Чем выше квалификация специалистов, работающих на предприятии, тем эффективней их труд. Эта истина кажется азбучной, но, к сожалению, далеко не все руководители бизнеса (даже крупного) осознают важность этой составляющей общей конкурентной стратегии.
    • Изучение чужого опыта. Возможно, кому-то покажется, что речь идёт о промышленном шпионаже, но это не совсем так. Конечно, очень заманчива идея овладеть чужими секретами недозволенными способами, но и анализ открытых источников даёт богатую почву для размышлений. Хороший опыт следует заимствовать, а ошибок, допущенных конкурентами, можно избежать, если о них знать;
    • Правильная реклама. Удачно проведенная выставка или презентация, талантливый слоган, успешная кампания по продвижению коммерческого продукта – эти инструменты уже давно стали настолько привычными средствами конкурентной борьбы, что велик соблазн их даже не упоминать. Тем не менее, как показывает практика, подход к рекламе, даже если она есть и на неё тратятся солидные средства, не всегда соответствует степени её важности.

    В конечном счёте все мероприятия, призванные повысить конкурентоспособность продукта, подчинены следующим целям:

    • Повышение качества продукта и (или) придание ему уникальных потребительских свойств;
    • Снижение себестоимости единицы продукции;
    • Увеличение объёмов реализации (оборота);
    • Улучшение сервиса (гарантийного, послепродажного и послегарантийного);
    • Обеспечение максимальной доступности продукта.

    Практически, к этому стремятся все ведущие мировые фирмы.

    Много товара

    Ценовая и неценовая конкуренция

    Как уже указывалось, деление конкуренции на ценовую и неценовую производится по критерию степени развития рынка. Иными словами, принцип «чем дешевле, тем лучше» преимущественно действует в тех секторах рыночной экономики, в которых не достигнут высокий прогресс (главным образом технологический) либо платёжеспособность потенциальных потребителей крайне низка.

    В других, более благоприятных условиях, в большей степени действуют неценовые факторы (качество, функциональность, уникальные свойства, престижность бренда и пр.)

    Ценовая конкуренция

    Состояние ценовой конкуренции – это ситуация, при которой продавцы предлагают покупателям приблизительно равные по качеству, долговечности, внешнему виду и прочим свойствам товары (или сходные по всем параметрам услуги), имея возможность исключительно стоимостного манипулирования. К примеру, в двух соседних продовольственных магазинах продаётся колбаса, одинаково называющаяся «Докторской», но в одном из них она стоит на 50 рублей дешевле, чем в другом. Методы, благодаря которым достигнуто это ценовое преимущество, могут быть различными:

    • Поставки напрямую от производителя;
    • Большие объёмы закупок;
    • Личные связи;
    • Удешевлённая рецептура (без существенного ущерба для качества).

    Неценовая конкуренция

    Этот вид конкуренции свойствен областям экономики, в большей степени «продвинутым», где производители способны обеспечивать качественные и функциональные преимущества, за которые потребитель готов платить дополнительно. Примеры технологического соперничества намного разнообразнее и интереснее, чем рассмотренный случай с колбасой, хотя и продовольственные продукты тоже существенно различаются по качеству и пищевой ценности. Наиболее яркие иллюстрации:

    • Компьютер с более высокими техническими параметрами стоит дороже;
    • Комфортабельный, мощный и экономичный автомобиль продаётся по более высокой цене;
    • Уникальный концепт-кар, да ещё и с электрической силовой частью, обойдётся в намного большую сумму по сравнению с обычным «бензиновым» серийным образцом в силу своей уникальности;
    • Телевизор суперпрестижного бренда (Bang & Olufsen, например) стоит в разы больше чем обычный LG или SONY, при сходности всех остальных параметров.

    Ценовая конкурентоспособность существенно зависит от столь индивидуальной черты каждого продукта, как эластичность его спроса.

    Исходя из вышеуказанного, неизбежен вывод о том, что при всей значимости стоимостного фактора, оказывающего большое влияние на процесс завоевания рыночного доминирования, неценовая конкуренция характеризуется большим разнообразием форм и методов ведения борьбы.

    Цены на товар

    Современные виды конкуренции

    Экономика как наука при всех изменениях концептуальных подходов, произошедших в последние десятилетия, к понятию конкуренции, её типам и методам в целом сохраняет определённый консерватизм.

    Тем не менее, современная ситуация внесла некоторые коррекции в долгое время бытовавшую классификацию, выделив новые виды рыночного соперничества по функциональному признаку, то есть по результатам воздействия процесса конкуренции на общую обстановку в мировом хозяйстве:

    Название по функциональному критерию Краткая характеристика
    Регулирующая Конкуренция оказывает регулирующее воздействие на объём и качество предложения, оптимизируя товарные потоки и создавая условия наиболее полного удовлетворения потребительских предпочтений («суверенитет потребителя»). Смысл эффекта в стимулировании производства пользующихся коммерческим успехом товаров, а не продаже изготовленный без учёта требований рынка изделий.
    Аллокационная Стремление бизнеса эффективно размещать производства продиктовано, в частности, условиями жёсткой конкуренции. В актуальный период наблюдается, к примеру, приток капитала в страны с лучшими условиями, создаваемыми для предпринимательства и более дешёвой рабочей силой.
    Инновационная Проявляется как стимулирующий фактор для внедрения самых передовых технологий и методов производства.
    Адаптационная Определяется как способность фирмы к приспосабливанию в условиях меняющейся конъюнктуры, перераспределению ресурсов и принятию других мер по обеспечению живучести в экстремальной обстановке.
    Распределительная Способствует максимальному распространению произведённого продукта и расширению платежеспособного спроса. Фирмы платят сотрудникам достойное вознаграждение не только по причине трудовой конкуренции, но и потому что в противном случае товары будет некому продавать.
    Контролирующая Этот вид конкуренции препятствует неадминистративными методами возникновению монопольного диктата.

    В совокупности все эти виды конкуренции играют на современном этапе стабилизирующую роль в отношении рынка и способствуют установлению на нём равновесного состояния.

    Выводы

    Конкуренция – неотъемлемая часть рыночных отношений, и правила её медленно, но неуклонно, совершенствуются с целью придания процессу максимально возможной цивилизованности. Виды и методы этой борьбы разнообразны, но в целом они сводятся к обеспечению преимуществ, позволяющих успешно реализовать продукт.

    Административные меры, принимаемые государственными и наднациональными органами юрисдикции, способствуют сохранению конкуренции и препятствуют монополизации.


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    # Нюансы бизнеса Премии при расчете отпускных
    # Нюансы бизнеса Как оформить лизинг для ИП в 2018 году
    Рекомендуем
    Кредит для бизнеса

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Taobao.ru

    Оптовые поставки из Китая для бизнеса

    Мой кредитный статус

    Получение кредитной истории и рейтинга онлайн

    Рефинансирование кредитов

    Выгодное предложение для бизнеса от Альфа-Банка

    ВТБ-Страхование

    Страхование бизнеса и физических лиц на выгодных условиях

    Наши друзья
    Деловая среда

    Легкий старт вашего бизнеса

    подробнее
    Лизинг для предпринимателей Домен для сайта от 0 руб. Получите IT-профессию онлайн
    Подпишитесь на наши новости сейчас!