• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 938-41-14
    Москва и МО
    +7 (812) 467-36-58
    Петербург и ЛО
  • Просто и доступно о логистике

    Автор статьи: Евгений Маляр Евгений Маляр
    28 февраля 2019
    5
    0
    bsadsensedinamick
    # Логистика для бизнеса Просто и доступно о логистике

    Доля логистики на мировом рынке в деньгах составляет около 5 триллионов долларов. Это 10% от мирового ВВП.

    Навигация по статье
    • Понятие и сущность логистики простыми словами
    • Основные принципы логистики
    • Этапы развития логистики
    • Понятие логистической цепи
    • Краткие выводы

    О том, что такое логистика, догадываются даже сотрудники, не имеющие прямого отношения к управлению предприятием. В общем процессе участвуют: водители, складские работники, снабженцы, реализаторы и представители иных специальностей, обеспечивающие своими усилиями нормальное функционирование производственного предприятия.

    Итак, определение: логистика – это комплекс мер по оптимизации товарно-транспортных потоков. В предлагаемом материале рассматриваются ее принципы, этапы развития и другие важнейшие моменты, связанные с этим понятием.

    Транспорт

    Понятие и сущность логистики простыми словами

    Если приведенное определение излагать более простыми, своими словами, то оно удлинится, но станет яснее. Рассмотрим основные понятия, из которых состоит формулировка.

    Что значит слово «оптимизация» в данном контексте? Это способность предприятия поставлять потребителям и получать от поставщиков товарно-материальные ценности при минимальных затратах, с соблюдением установленных договорами сроков.

    Расходы на перевозки грузов прямопропорционально влияют на формирование себестоимости конечной продукции любого предприятия.

    Под товарно-транспортными потоками понимается движение различных ресурсов (входящих и исходящих, внутренних и внешних).

    Попробуем сформулировать новое определение. Логистика – это область прикладных знаний, применяемых для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия в сфере снабжения и сбыта с наименьшими издержками.

    Например. Предприятие А получает комплектующие узлы от фирмы Б, а затем продает готовую продукцию компании В. Все субъекты, участвующие в схеме, расположены в разных городах. Автотранспорт участника А после выгрузки у партнера В может на обратном пути изменить маршрут, сделать небольшой крюк и заехать в контрагенту Б, чтобы забрать сырье или какие-то детали. Попутная доставка грузов сокращает общие накладные расходы, и, если это не ведет к нарушению графика, можно утверждать, что специалист-логистик грамотно решил поставленную задачу.

    Другой пример – менеджер находит стороннего заказчика на перевозку груза, чтобы машина не ехала обратно порожняком.

    В масштабах крупного предприятия логистика выглядит намного сложнее рассмотренных примеров, но в целом, представляет собой совокупность решений отдельных задач.

    логист

    Основные принципы логистики

    Концепция логистики основана на шести принципах. Ниже они рассмотрены по отдельности. Образуя единое целое, они позволяют компенсировать воздействие внешних препятствующих факторов. Неблагоприятные обстоятельства всегда могут возникать. Если логистика выстроена правильно, она становится устойчивой.

    Первый принцип – рациональность. Планирование транспортных потоков практически всегда многовариантно. Задача состоит в том, чтобы из всех возможных путей выбрать самый простой, дешевый и быстрый маршрут.

    Второй краеугольный камень – эмерджентность. Этот иностранный термин означает понимание предприятия как единого организма, в интересах которого производится управление. Отдельные части действуют по-разному, и кому-то на низшем уровне решение может показаться неправильным (так бывает часто). Верно оценить рациональность можно лишь с позиций руководства.

    Третий принцип – системность. Он состоит в восприятии логистической структуры как совокупности взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей задачи. Каждая из частей по отдельности рассматривается как целостный объект. Вместе они образуют систему.

    Например, у крупного концерна есть логистические подразделения, созданные по территориальному принципу: один департамент отправляет товар в Китай, а другой – в Латинскую Америку. Возможный вариант специализации – по видам транспорта. За авиаперевозки отвечает отдел «А», а за доставку судами – «Б». Вместе же они образуют единую систему логистики предприятия.

    Четвертая основа – иерархия, то есть вертикальная подчиненность. Сложная система обычно является многоуровневой. В таких условиях кроме описанной выше функциональной дифференциации, необходимо разделение компетенций. Логистические структуры, как правило, обладают существенной автономией, что обусловлено скоротечностью принятия решений. Процесс, зачастую бывает очень быстрым, а потому полномочия на управление проектами делегируются руководителям отделов. Вместе с ответственностью.

    Грузоперевозки

    На пятом месте – интеграция. Стратегическое управление логистикой предполагает обобщение результатов работы всей системы как единого объекта. Осуществляется постоянный контроль входящих и выходных параметров, а на основе полученной информации оперативно вырабатываются решения. Учитываются внешние и внутренние связи с целью достижения синергетического эффекта (по величине превышающего суммарное улучшение результативности отдельных составляющих элементов).

    И, наконец, шестой принцип логистики – формализация результата. Термин означает сведение итогового экономического эффекта к наглядному цифровому выражению. Например, при росте общего грузопотока на 2% его себестоимость снизилась на 2,8%.

    Логистическая наука в нашу эпоху стремительно развивается. Не исключено, что и количество принципов будет расти.

    Этапы развития логистики

    Считается, что современная логистика стала результатом трех этапов научного развития. Нельзя утверждать, что до 60-х годов представители бизнеса не думали об оптимизации затрат материальных потоков. Системный подход к снижению транспортных издержек впервые предложил один из «отцов-основателей» маркетинга – автомобильный магнат Генри Форд.

    Изначально логистика зародилась как часть военной науки, перед которой ставилась задача организации бесперебойного снабжения крупных войсковых соединений.

    Наработанные экономические основы в конце шестидесятых годов XX века были обобщены и названы физикой распределения. Маркетинг переживал бурное развитие. Рынок требовал качественно нового организационного подхода. Ситуация усугублялась мировым энергетическим кризисом и ростом стоимости перевозок. Проблемы решались оперативно, но без системного анализа. «Узкие места» ликвидировались по мере их возникновения. Если какому-то предприятию не хватало складских помещений, их достраивали. Когда было нужно, дороги расширяли, транспортные средства докупали – в таких условиях накапливался опыт.

    К середине семидесятых, этот путь развития себя исчерпал. В Японии в то время появились предприятия, работающие без складских помещений – комплектующие и сырье сразу поступали в производство, а готовая продукция вывозилась потребителям прямо из упаковочного цеха. За счет снижения себестоимости завоевывались региональные рынки целых континентов.

    Логистика на практике доказала свою значимость. На втором этапе развития были сформулированы некоторые из перечисленных выше принципов этой науки. Но несовершенство теории негативно сказывалось на конечном результате. Гонка за удешевлением доставки могла повлечь нарушение сроков, неустойки и пени, в разы превышающие полученную выгоду. Терминология изменилась – вместо «физики распределения» стали употреблять слово «логистика».

    В девяностых годах XX века состоялся технологический информационный прорыв. Использование возможностей вычислительной техники значительно повысило эффективность расчетов и ускорило их. Логистика стала прикладной наукой. Заниматься ею начали и производители товаров, и финансисты. Денежные потоки оказались столь же управляемыми, как и материальные. Появились фирмы, предлагающие логистический консалтинг. Научные знания стали основой прибыльного бизнеса.

    Третий этап развития теории оптимизации расходов по снабжению и сбыту продолжается по настоящее время.

    Понятие логистической цепи

    Логистической цепью называют последовательность операций по перемещению грузов в направлении к конечным потребителям или во внутренних технологических процессах.

    Формулировку проще понять, если иллюстрировать обе эти ситуации примерами.

    Товар доставляется из порта Шанхай в Сан-Франциско в контейнере водным транспортом. Затем его перегружают на железнодорожную платформу и везут в город Чикаго, штат Иллинойс. Из товарного терминала на склад местной фирмы розничной торговли китайскую продукцию доставляют автотранспортом. Перечисленные операции, включая хранение и перевалку груза, образуют логистическую цепь.

    Другой пример – перемещение сырья и материалов внутри производственного предприятия. Технологический цикл предполагает ритмичность. Из одного подразделения (цеха) полуфабрикат или заготовка поступает в другой, согласно временному графику («толкающая» цепь) или по запросу («тянущая»). В процессе используются собственные транспортные средства предприятия.

    Цепь поставок в логистике формируется на основе канала, возникающего в начальный период организации системы. Отличие между этими понятиями (их часто путают) состоит в степени упорядоченности. Разовые перемещения грузов проходят по каналам. Стабильная логистическая цепь надолго связывает технологический цикл.

    Основными характеристиками этого важнейшего хозяйственного инструмента служат:

    1. Длина. Определяется числом этапов прохождения (звеньев) от начальной до конечной точки.
    2. Ширина. Зависит от количества резервных или параллельных каналов доставки грузов.
    3. Мощность. Представляет собой максимальный объем ресурсов, способных пройти по цепи за единицу времени.

    В настоящее время устойчивые логистические цепи действуют на всех крупных предприятиях.

    Краткие выводы

    Логистика, как наука, составляет неотъемлемую часть общей теории маркетинга.

    Потребность в специалистах по оптимизации товарно-транспортных потоков велика и сегодня, а со временем спрос будет только увеличиваться.


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    Рекомендуем
    Нетология

    Онлайн-университет востребованных интернет-профессий

    Бизнес с Китаем

    Как зарабатывать 170 тыс. рублей на товарах из Китая

    Тинькофф Банк

    Кредит до 2 млн рублей за 5 минут, без визита в банк

    Наши друзья
    Тинькофф

    Удаленная работа в банке Тинькофф

    подробнее
    Таобао.ру

    Безопасные покупки в Китае

    подробнее
  • bsadsensedinamick
  • Бесплатный расчетный счет для бизнеса Раскрутка Instagram-аккаунта Беспроцентная рассрочка по карте Совесть Открытие ООО/ИП онлайн
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    Обслуживание бизнеса в Сбербанке за 1 руб.

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: