Что такое распределительная (маркетинговая) логистика

# Логистика для бизнеса Что такое распределительная (маркетинговая) логистика

Разберемся, что такое распределительная логистика, для чего она нужна, как ее использовать в бизнесе и в чем ее отличие от маркетинга!

Навигация по статье
  • Сбытовая логистика — что это такое
  • Интеграция логистики и маркетинга
  • Логистика для интернет-магазинов
  • Заключение

Распределительная логистика в торговле занимает конечный этап в схеме реализации капитала (после закупок и производства), когда продукция доставляется потребителям. Ее также принято называть маркетинговой или сбытовой. В текущей статье мы рассмотрим, что из себя представляет данный вид логистики, как он применяется в торговле, в частности, в интернет-магазинах.

Сбытовая логистика — что это такое

Термин «распределение» широко используется во многих видах деятельности и научных областях. Сбытовая логистика товаров не стала исключением. Ее главная цель — оптимизировать процесс физического движения имеющихся ресурсов, в отличие, например, от экономики, где между субъектами разделяются права собственности, и не всегда — их вещественное содержание.

Таким образом, сбытовая логистика — это система, с помощью которой реализуется процесс распределения продукции и сопутствующих потоков (денежного, сервисного и т. д.) между различными потребителями.

Ее ключевые задачи на макроуровне:

  • поиск оптимальных схем движения материальных потоков;
  • просчет нужного количества распределительных центров на выбранных территориях;
  • определение подходящего местоположения складов и сортировочных пунктов.

Примеры назначений на микроуровне:

  • организация процесса получения заказов и их обработка;
  • выбор подходящей упаковки или тары, укомплектование продукции;
  • контроль и реализация отгрузки, транспортировки товаров и последующего обслуживания потребителей.

Коммерческая логистика поставок состоит из трех функциональных областей: закупки, производства и распределения (Гаджинский А. М.). Наглядно на схеме ниже.

Схема логистической цепи

Подробнее об этом в следующем видео с небольшой лекцией в СПбПУ.

Интеграция логистики и маркетинга

Цели логистики и маркетинга пересекаются. Фактически данные научные дисциплины не могут существовать  друг без друга. Есть как минимум два их ключевых сходства:

  • направленность на оптимизацию предприятия с помощью снижения затрат и повышения прибыли;
  • влияние на весь производственный цикл (от закупок и хранения до сбыта товара).

Тем не менее логистические процессы не идентичны маркетинговым. Подробнее с их отличиями можно ознакомиться в таблице ниже.

Схема отличия маркетинга от логистики

Несколько выводов простыми словами:

  • маркетинг больше ориентирован на рыночную реакцию и наличие возможной выгоды от нее, на этой основе и строятся планы по производству, объемам, сбыту и т. д.;
  • логистика нацелена на эффективное управление транспортировкой товаров и ресурсов, в том числе их распределением между потребителями.

В итоге одно научное направление дополняет другое. Маркетинговая логистика находится на стыке данных дисциплин, поскольку связана именно с заключительным этапом — распределением продукции.

Логистика для интернет-магазинов

Конечный этап сбытовой цепи у интернет-магазинов может быть представлен в трёх вариантах:

  • аутсорсинговая доставка;
  • собственная курьерская служба;
  • точки выдачи (самовывоза).

Торговая логистика нацелена на изучение всех вышеуказанных направлений сбыта, их сравнение и оптимизацию. В различных ситуациях более выгодным может оказаться любой из вариантов доставки либо их комбинация.

На первый взгляд кажется, что делегировать распределение продукции проще всего. Это даст сразу несколько преимуществ:

  • снижение издержек и рисков, связанных с поиском и наймом собственных курьеров;
  • отсутствие необходимости в автоматизации процесса и подборе программных решений;
  • широкие возможности по увеличению географического охвата продаж.

Однако на самом деле наладить собственную логистическую сеть федерального масштаба под силу только крупным онлайн-ретейлерам, но и они часто предпочитают большую часть передавать в аутсорс.

Логистика для интернет-магазинов

Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли по итогам 1 полугодия 2017 года, 67,5 % товаров доставляются через Почту России. Для заметки: еще в 2014 ее доля составляла лишь 38 %. Такой рост неудивителен, ведь у государственного оператора самая широкая инфраструктура в регионах. Часть рынка занимают и частные компании: DPD, Boxberry, СДЭК и т. д.

Недостатки аутсорсинга:

  • отсутствие гарантии качества доставки, а также доброжелательности при контакте потребителя с курьерами;
  • задержки перечислений на расчетный счет при поставках наложенным платежом;
  • длительный возврат отказных товаров;
  • довольно высокая стоимость всех логистических услуг.

Еще один привлекательный вариант — комбинировать аутсорсинг с собственными курьерами и точками самовывоза. Именно здесь открываются огромные возможности для оптимизации и видны как недостатки, так и преимущества всех типов поставок.

Заключение

Сбытовая логистика находится на стыке с менеджментом и подразумевает распределение продукции между конечными потребителями. Кроме того, в ее задачи входит систематизация последующего обслуживания покупателей, а также любые иные процессы, связанные с доставкой. В интернет-торговле преимущественно используются аутсорсинговые решения (Почта России, Boxberry, DPD и иные транспортные компании), иногда встречаются попытки их комбинирования с созданием собственных курьерских служб и точек самовывоза.


Нет комментариев
Добавить комментарий

Вам понравится
Рекомендуем
DPD

Полный комплекс транспортно-логистических услуг для бизнеса

Банк Точка

Бесплатный расчетный счет для ИП и ООО

Тинькофф Банк

Кредит наличными за 5 минут, до 2 млн рублей

Наши друзья
Юрист онлайн

Бесплатная консультация по любым бизнес-вопросам

подробнее
  • Оптовые поставки из Китая Автоматический подбор кредита без отказа Онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса Кэшбэк 10% за покупки на АЗС
    Подпишитесь на наши новости сейчас!
    Реклама

    Рефинансирование кредитов по выгодной ставке в Росбанке

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: