Рефинансирование кредитов по выгодной ставке в Росбанке
Что такое распределительная (маркетинговая) логистика
- Сбытовая логистика — что это такое
- Интеграция логистики и маркетинга
- Логистика для интернет-магазинов
- Заключение
Сбытовая логистика — что это такое
Термин «распределение» широко используется во многих видах деятельности и научных областях. Сбытовая логистика товаров не стала исключением. Ее главная цель — оптимизировать процесс физического движения имеющихся ресурсов, в отличие, например, от экономики, где между субъектами разделяются права собственности, и не всегда — их вещественное содержание.
Таким образом, сбытовая логистика — это система, с помощью которой реализуется процесс распределения продукции и сопутствующих потоков (денежного, сервисного и т. д.) между различными потребителями.
Ее ключевые задачи на макроуровне:
- поиск оптимальных схем движения материальных потоков;
- просчет нужного количества распределительных центров на выбранных территориях;
- определение подходящего местоположения складов и сортировочных пунктов.
Примеры назначений на микроуровне:
- организация процесса получения заказов и их обработка;
- выбор подходящей упаковки или тары, укомплектование продукции;
- контроль и реализация отгрузки, транспортировки товаров и последующего обслуживания потребителей.
Коммерческая логистика поставок состоит из трех функциональных областей: закупки, производства и распределения (Гаджинский А. М.). Наглядно на схеме ниже.
Подробнее об этом в следующем видео с небольшой лекцией в СПбПУ.
Интеграция логистики и маркетинга
Цели логистики и маркетинга пересекаются. Фактически данные научные дисциплины не могут существовать друг без друга. Есть как минимум два их ключевых сходства:
- направленность на оптимизацию предприятия с помощью снижения затрат и повышения прибыли;
- влияние на весь производственный цикл (от закупок и хранения до сбыта товара).
Тем не менее логистические процессы не идентичны маркетинговым. Подробнее с их отличиями можно ознакомиться в таблице ниже.
Несколько выводов простыми словами:
- маркетинг больше ориентирован на рыночную реакцию и наличие возможной выгоды от нее, на этой основе и строятся планы по производству, объемам, сбыту и т. д.;
- логистика нацелена на эффективное управление транспортировкой товаров и ресурсов, в том числе их распределением между потребителями.
В итоге одно научное направление дополняет другое. Маркетинговая логистика находится на стыке данных дисциплин, поскольку связана именно с заключительным этапом — распределением продукции.
Логистика для интернет-магазинов
Конечный этап сбытовой цепи у интернет-магазинов может быть представлен в трёх вариантах:
- аутсорсинговая доставка;
- собственная курьерская служба;
- точки выдачи (самовывоза).
Торговая логистика нацелена на изучение всех вышеуказанных направлений сбыта, их сравнение и оптимизацию. В различных ситуациях более выгодным может оказаться любой из вариантов доставки либо их комбинация.
На первый взгляд кажется, что делегировать распределение продукции проще всего. Это даст сразу несколько преимуществ:
- снижение издержек и рисков, связанных с поиском и наймом собственных курьеров;
- отсутствие необходимости в автоматизации процесса и подборе программных решений;
- широкие возможности по увеличению географического охвата продаж.
Однако на самом деле наладить собственную логистическую сеть федерального масштаба под силу только крупным онлайн-ретейлерам, но и они часто предпочитают большую часть передавать в аутсорс.
Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли по итогам 1 полугодия 2017 года, 67,5 % товаров доставляются через Почту России. Для заметки: еще в 2014 ее доля составляла лишь 38 %. Такой рост неудивителен, ведь у государственного оператора самая широкая инфраструктура в регионах. Часть рынка занимают и частные компании: DPD, Boxberry, СДЭК и т. д.
Недостатки аутсорсинга:
- отсутствие гарантии качества доставки, а также доброжелательности при контакте потребителя с курьерами;
- задержки перечислений на расчетный счет при поставках наложенным платежом;
- длительный возврат отказных товаров;
- довольно высокая стоимость всех логистических услуг.
Еще один привлекательный вариант — комбинировать аутсорсинг с собственными курьерами и точками самовывоза. Именно здесь открываются огромные возможности для оптимизации и видны как недостатки, так и преимущества всех типов поставок.
Заключение
Сбытовая логистика находится на стыке с менеджментом и подразумевает распределение продукции между конечными потребителями. Кроме того, в ее задачи входит систематизация последующего обслуживания покупателей, а также любые иные процессы, связанные с доставкой. В интернет-торговле преимущественно используются аутсорсинговые решения (Почта России, Boxberry, DPD и иные транспортные компании), иногда встречаются попытки их комбинирования с созданием собственных курьерских служб и точек самовывоза.