Рефинансирование кредитов по выгодной ставке в Росбанке
Что такое закупочная логистика
- Суть, задачи и функции закупочной логистики
- Управление логистикой закупок
- Модели организации закупочной логистики и снабжения предприятия
- Заключение
Суть, задачи и функции закупочной логистики
В организации бесперебойной работы предприятия вопросы снабжения занимают приоритетные позиции. Не имеет большого значения, является фирма производственной или торговой. Поставки сырья и комплектующих изделий столь же важны, как стабильность товарного ассортимента на магазинных полках.
Исходя из этого, можно сформулировать основные цели закупочной логистики:
- Минимизация цены входящего продукта, включая расходы на логистику по его доставке. «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз» – так говорится в поговорке.
- Оптимизация качественных показателей. Из скверного сырья и товар получается соответственным. Как гласит народная мудрость, «дешевая рыбка – поганая юшка».
- Выбор надежных поставщиков. Нарушение сроков доставки со стороны нерадивых партнеров может повлечь полный коллапс производства. Купеческое изречение «уговор дороже денег» подтверждает важность выполнения обязательств.
- Уменьшение объема оборотных средств. На практике, это означает снижение товарно-сырьевых запасов. Их должно быть ровно столько, чтобы предприятие могло пережить случайный сбой графика поставок. Затоваривание недопустимо, как и дефицит.
- Интегрирование в общий технологический цикл. Под ним понимается стремление к согласованности действий всех подразделений. Служба снабжения работает на производство, а не наоборот.
Из поставленных целей формируются задачи закупочной логистики. Они состоят в обеспечении трех условий для нормального функционирования предприятия:
- Соблюдение экономически обоснованного графика закупок.
- Соответствие объемов запаса оборотных средств насущным потребностям.
- Удовлетворительное качество исходного продукта (комплектующих изделий, сырья) при его оптимальной стоимости.
На практике, хорошая работа отдела закупочной логистики выражается в отсутствии проблем во время снабжения производства всем необходимым.
Управление логистикой закупок
Логистика закупок, как процесс, разделена на девять основных последовательных операций, требующих управленческого вмешательства. В числе которых:
- Определяется требуемая номенклатура первичных продуктов. Операция производится на основе анализа рынка и производственных спецификаций. В торговле определяются наиболее востребованные товарные позиции, за счет которых формируются приоритеты в ассортименте.
- Формулируются качественные требования к покупаемому продукту: сортность, технические параметры, стандарты. Для торговли – типоразмеры упаковки, марки и другие параметры розничных товаров.
- Решается вопрос о целесообразности изготовления требуемой номенклатуры на самом предприятии или закупки у сторонних поставщиков.
- Производится исследование рыночных предложений с учетом совокупности издержек и рисков.
- Выбираются оптимальные поставщики по многокритериальной системе оценки. Если есть опыт сотрудничества с предприятиями, он учитывается. Составляется или обновляется информационная база компаний, предлагающих номенклатурные позиции. Возможны, а в некоторых случаях и неизбежны, поставки одной и той же номенклатурной позиции несколькими партнерами.
- Осуществляются закупки. Предварительно заключаются договоры и разрабатываются логистические цепи.
- Контролируются фактические параметры качества поставок на предмет своевременности, соответствия указанным техническим параметрам, цене и другим договорным условиям.
- Составляется бюджет закупок. Расчеты уточняются и проверяются по признакам конечной экономической эффективности.
- Создается единая макрологистическая система, включающая все цепи.
В идеальном случае, после проведения перечисленных мероприятий, функции материального обеспечения плотно интегрируются в общую систему управления предприятием.
Модели организации закупочной логистики и снабжения предприятия
Типовой универсальной управленческой структуры для логистики закупок в настоящее время нет. Вряд ли она когда-нибудь будет создана, так как у каждого предприятия есть своя специфика, задающая систему, по которой привлекаются те или иные поставщики.
Практикуется применение двух основных организационных подходов:
- Первый из них состоит в создании отдельной службы закупочной логистики. Он используется предприятиями с мощной инфраструктурой, потребляющих широкий ассортимент сырья и материалов. Склады разделяются на сбытовые и снабженческие, с подчинением разным руководителям. В большинстве случаев от такого усложнения современные компании уже отказались: контроль запасов в рамках двух подразделений все равно приходится объединять для ведения бухгалтерского учета на предприятии.
- Второй метод сегодня более распространен. Подчинение отдела логистики закупок проходит по схеме: «генеральный директор – заместители по закупкам и материальным ресурсам – рядовые исполнители». Горизонтальные связи соединяют снабжение со службами производства и сбыта.
На практике, отдел маркетинга, производя анализ продаж, рекомендует наиболее востребованный рынком ассортимент. Исходя из этих данных, руководитель предприятия принимает решения по изменению состава продукции и дает задание производственникам составить заявки на требуемые комплектующие или виды сырья.
На основе полученной номенклатуры генеральный директор озадачивает заместителя по закупочной логистике и требует от него бесперебойного снабжения производства всеми необходимыми ресурсами.
Заключение
Служба закупочной логистики является неотъемлемой частью любого хозяйствующего субъекта. Данное структурное подразделение выполняет функцию материального снабжения предприятия с учетом минимизации рисков и издержек.
Конечной целью службы закупочной логистики является создание устойчивой системы, объединяющей входящие материальные потоки.

