Рефинансирование кредитов по выгодной ставке в Росбанке
Всё о транспортной логистике грузовых перевозок
- Транспортная логистика — что это такое
- Направления по типу транспортного средства
- Воздушная логистика
- Морская логистика
- Железнодорожная логистика
- Логистика автомобильного транспорта
- Грузовая логистика: управление и маршрутизация потоков
- Особенности международных перевозок
- Выводы
Сырье, материалы и изделия доставляются от поставщика к изготовителю, а от него готовая продукция развозится потребителям. Эти потоки зримы, поэтому на их примере легче объяснить сущность, цели и задачи транспортной логистики.
Транспортная логистика — что это такое
Исторические основы транспортной логистики в современном понимании следует искать в сороковых годах, когда шла Вторая мировая война. Движение войсковых соединений приобрело тогда беспрецедентные масштабы, и все эти дивизии, армии и фронты нуждались в снабжении. Требовался системный подход к материальному обеспечению живой силы боеприпасами, техникой, запчастями, горючим, продовольствием и обмундированием, и он был выработан.
В послевоенные годы более важную роль стали играть экономические аспекты. Стоимость транспортных услуг в связи с развитием удаленных региональных лидеров производства возрастала, как и их доля в общей себестоимости товаров. Изначально цель отдела логистики сводилась к поиску наиболее дешевого и быстрого канала для прямых поставок готовой продукции и исходного материала. Затем она усложнилась.
В настоящее время перед службой транспортной логистики предприятия ставятся следующие задачи:
- Выбор вида перевозки. Она может быть унимодальной (одним средством транспорта), мультимодальной (несколько перегрузочных операций с одним организатором), интермодальной (с разделением ответственности между перевозчиками), смешанной (с одной перевалкой) и комбинированной (две и более).
- Выбор вида транспортного средства. Тут все понятно, в зависимости от характера продукта и требований контрагента везти груз можно железной дорогой, самолетом, автомобилем или судном (речным или морским). Широко используется трубопроводная и линейно-магистральная доставка. Эти способы применяются для снабжения потребителей жидкими и газообразными продуктами, а также электроэнергией (по ЛЭП). В статье эти виды транспортирования не рассматриваются.
- Выбор логистических партнеров и перевозчиков.
- Планирование маршрута доставки. Формирование единого процесса, включая промежуточное складское хранение.
- Оптимизация по критериям скорости, затрат, надежности и сохранности.
- Мониторинг груза в пути.
- Выполнение вспомогательных и дополнительных операций, оформление документов, услуга экспедирования грузов, прохождение таможни и пр.
Транспортная логистика, в отличие от информационной и финансовой, изучает способы оптимального перемещения материальных активов и ценностей.
Направления по типу транспортного средства
Наиболее распространенными в России являются четыре вида грузового транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный и авиационный. Для каждого из них характерен свой логистический подход, учитывающий преимущества и недостатки средств доставки. Рассмотрим их кратко.
Воздушная логистика
Использовать транспортную авиацию целесообразно в двух ситуациях:
- Время установлено в качестве наиболее важного логистического фактора.
- Другое средство доставки невозможно применить по причине удаленности и отсутствия альтернативной инфраструктуры.
Главный недостаток авиационного канала доставки состоит в его дороговизне. Другие минусы: зависимость от погоды и наличия подходящих аэродромных сооружений. Необходима, как минимум, одна перегрузочная операция.
Достоинства: скорость, практически гарантированное обеспечение сохранности груза и кратчайшая маршрутизация.
Морская логистика
Тарифы водного транспорта – самые низкие. Выгодные цены характерны и для речных маршрутов, потенциал которых в настоящее время, возможно, в России недооценен.
Океанские и морские перевозки лидируют в общем объеме мирового грузооборота. Одним из стимулов их стремительного развития стал контейнерный способ, существенно сокративший время и стоимость портовых операций. Недостаток один: доставка осуществляется медленно. Ожидание разгрузки на рейдах также забирает время.
Железнодорожная логистика
Протяженность рельсовых путей в России – 124 тысячи километров, это втрое длиннее экватора. Популярность железнодорожного способа доставки обусловлена относительно невысокими тарифами, регулярностью, приемлемой скоростью доставки на большие расстояния, независимостью от погодных условий.
Причиной главного недостатка считается естественно-монопольное положение РЖД. В условиях отсутствия конкуренции заказчики вынуждены мириться с возможной утратой груза.
Логистика автомобильного транспорта
Главная особенность этого способа доставки состоит в возможности реализации схемы Door-2-Door. Чтобы доставить продукт потребителю, его не нужно перегружать. Это преимущество – причина высокой доли автомобильного грузооборота в США и других странах. Достоинства: гибкость маршрутизации, способность доставки небольших партий, высокий уровень конкуренции.
Недостатки характерны для всего автомобильного транспорта. Это повышенные дорожные риски, зависимость от погоды, ограниченность дистанций и простои во время разгрузки.
Транспортная логистика в процессе выбора средств доставки требует от организаторов творческого подхода. Например, когда речь идет о лесе, не стоит исключать речной сплав. В некоторых странах до сих пор практикуется перевозка вьючными животными. В общем, вариантов может быть много.
Грузовая логистика: управление и маршрутизация потоков
С транспортной логистикой иногда путают обычную доставку. Сходство этих понятий очевидны. В обоих случаях стоит задача перемещения материальных объектов от отправителя к получателю. Ее решение возможно с применением двух подходов: традиционного и логистического.
При первом методе, называемым традиционным, процесс протекает поэтапно, от одного звена цепи к другой, а департамент транспорта, каждый раз решает локальные задачи. Установить единый тариф не представляется возможным.
Второй предполагает установление единого тарифа за весь пройденный путь.
Под маршрутизацией грузовых перевозок подразумевается выбор пути, отвечающего требованиям по минимизации затрат. Управление транспортной логистикой и оптимизация маршрутов означают выполнение следующего ряда действий:
- Позиционирование перевозчика на обслуживание определенной группы заказчиков по основным признакам – характеру груза, расстоянию, габаритам и т. д. Это означает, что если логистическая компания специализируется на доставке, например, горючих жидкостей, то она обладает специальными автоцистернами и имеет опыт в этой области.
- Планирование перевозок. Исполнитель и заказчик должны иметь четкое представление о том, когда груз будет доставлен, и сколько это будет стоить.
- Составление рациональных путей с минимизацией пробегов порожняком.
- Нахождение желательного для клиента способа доставки. В одних случаях важнейшую роль играет цена, в других – время, а чаще всего требуется сбалансированный подход.
Понятие маршрута включает следующее:
Элемент маршрута | Пояснение |
Начало, конец и промежуточные узловые точки | Места, в которых происходит формирование потока, его преобразование и погашение (завершение, выгрузка). |
Направление сообщения | Пункты отправления и назначения. |
Расстояние | Протяженность маршрута в километрах или его отнесение к категории ближних, средних и дальних. |
Степень сложности | Учитывается рискованность доставки, исходя из информации о состоянии путей, административных режимах, политической ситуации, климата, и других факторов, определяющих риски. |
Устойчивость | Степень постоянства параметров маршрута во времени. |
Гибкость | Наличие или отсутствие возможности изменять узловые точки в случаях возникновения неблагоприятных обстоятельств. |
Логистика транспортных грузоперевозок ставит целью выбор такой цепи доставки, при которой с наименьшими затратами и рисками груз вовремя доставляется в заданную конечную точку.
Особенности международных перевозок
Транспортная логистика международных перевозок специфична тем, что получатель и отправитель груза находятся в разных странах. Причины дополнительных сложностей состоят в особенностях национальных законодательств и необходимости прохождения таможенного контроля.
Правовой основой международной транспортной логистики служат правила Incoterms, регламентирующие порядок движения транспортных потоков, пересекающих государственные границы.
Общей целью компаний, специализирующихся на оптимизации международных товарных потоков, является сокращение стоимости и времени доставки. Выполняемые ими функции:
- Осуществление грузоперевозок.
- Оформление таможенных документов (инвойсов, деклараций и пр.)
- Промежуточное складирование.
- Комплектация транспортируемых партий с целью укрупнения заказа.
- Проведение контроля операций на всех этапах доставки.
Главные проблемы международной логистики:
- Трудоемкость таможенных процедур.
- Неизбежные дополнительные затраты средств и времени.
- Законодательные требования к маркировке, отличающиеся в разных странах.
- Большие расстояния.
- Специфика валютно-финансовых расчетов.
- Языковые трудности.
- Большие объемы грузов, требующих быстрой обработки.
Главная задача международной транспортной логистики состоит в преодолении сложностей доставки путем выстраивания наиболее рациональных каналов и цепей транспортирования.
Выводы
С транспортной логистики началось развитие науки об оптимизации всех видов коммерческих потоков.
Без применения знаний в этой области, в настоящее время масштабное ведение хозяйственной деятельности невозможно.
На современном этапе происходит интенсивное развитие глобальной системы транспортной логистики.