Кредит наличными до 2 млн рублей за 5 минут. Без справок и визита в банк. Ставка от 12% годовых.
Памятка для начинающего предпринимателя
- Чего избегать в начале деятельности
- Целевая аудитория и маркетинг
- Финансовая грамотность
- Планирование
- Работа с клиентами
- Развитие
Эти правила я взял из своего личного опыта и наблюдения за другими предпринимателями. Итак, начнем.
Чего избегать в начале деятельности
Не начинайте деятельность с аренды офиса и регистрации ООО или ИП. По какой причине? Потому что вы сразу же обрекаете себя на риск и затраты. Очень часто можно увидеть, как предприниматель открывает бизнес, а клиентов и заказов еще и близко нет. Но он уже арендовал офис, зарегистрировал ИП, и это уже приносит убытки. Плюс добавляется обязанность платить в различные фонды, обслуживание счета, риски различных проверок и прочее. А вдруг бизнес не пойдет? ИП закрыто, а долги у человека остались. Зачем это надо?
Я не призываю вас работать вообще без регистрации. Но вы можете зарегистрироваться только тогда, когда поймете, что это именно та ниша, в которой вы хотите работать. А выяснить, что это именно тот бизнес, можно только попробовав, только опытным путем. Если получилось и чувствуете, что без регистрации вам дальше работать невозможно – регистрируйтесь. А пока начинайте пробовать без регистрации, без аренды офиса, если такой вариант возможен. Но я на своем опыте знаю, что это прекрасно возможно.
Второе правило возникает из первого – минимизируйте риски затрат. Ваша первая задача – не потерять деньги. Многие совершают ошибку: они вкладывают, вкладывают, вкладывают, а потом пытаются эти деньги назад вытащить. Большинство бизнес-идей из сферы малого предпринимательства могут начаться абсолютно без затрат, если грамотно подумать головой.
Целевая аудитория и маркетинг
Следующее правило – обязательно продумывайте свой маркетинг и ключевую категорию клиентов. Продавать товары надо в правильном месте. Допустим, если вы хотите торговать теплицами, не надо рекламироваться в социальных сетях. А вот для скейтбордов, смартфонов, товаров для хипстеров и молодежи, Facebook или Вконтакте подойдут отлично. В отличие от бесплатной газеты, которая разносится по почтовым ящикам.
Есть интересный пример. Один человек открыл то ли кафе, то ли ресторан. В общем, непонятно что. Он не определил ключевую категорию клиентов и назвал свое заведение «Закусочная на Жукова». Внутри сделал все гламурно-лакшери, типа клуб, а название «Закусочная на Жукова». То есть, бомжи, я уж извиняюсь за такую терминологию, или простые рабочие туда не идут, потому что они заходят, и у них шок – внутри там все гламурно, все светится, стробоскоп крутится, сверкает. А гламурные селебрити не идут туда, потому что название «Закусочная», зачем им туда идти, это же не клуб. Естественно, человек закрылся через какое-то время, еще и влез в долги.
Поэтому, перед тем как начать свой бизнес, обязательно определяйте ключевую аудиторию клиентов. Если возраст вашей целевой аудитории 45–60 лет, и вы занимаетесь какими-то услугами для садоводов, ориентируйтесь на расклейке объявлений на остановках, в подъездах. Размещайте рекламу в газетах и по телевизору.
Для подростков и молодежи, как говорилось выше, подойдут социальные сети. Телевизор или газета в этом случае – не лучший вариант.
Прежде чем начинать, четко продумывайте ключевую аудиторию клиентов:
- пол;
- возраст;
- социальное положение;
- география;
- другие важные критерии.
И только потом уже, исходя из этих данных, продумывайте маркетинг. Если вы будете рекламироваться абсолютно везде, это бестолково.
Финансовая грамотность
Платите себе зарплату, иначе бизнес станет бессмысленным и неинтересным. Даже если вам эти деньги не нужны, положите их на депозит, реинвестируйте куда-нибудь, но обязательно заплатите себе зарплату.
Распределяйте прибыль, формируйте так называемый общак. Откладывайте на аренду, на рекламу, на прочие вещи. В моей небольшой компании этот самый общак есть всегда. С него мы тратим деньги на бензин, рекламу, аренду, еду. Это все надо оплачивать с помощью сбережений компании, но не со своего кармана. Допустим, если вы начали бизнес с нескольких человек, не допустите такого, чтобы сотрудники скидывались из кармана на общие нужды. У вас должен быть уставной капитал, который вы тратите. Иначе бизнес развалится.
Планирование
Чаще общайтесь и планируйте. Это нужно делать обязательно. Вспомните принцип Парето 80 на 20: 80% ваших усилий приносят 20% прибыли, и наоборот, 20% ваших усилий приносят 80% прибыли.
Как лично мы иногда делаем: останавливаемся, обсуждаем, смотрим, что нам приносит основную прибыль, а что дает маленькие деньги, которые неинтересны. И перенаправляем наши усилия именно на эти 20% усилий, которые нам приносят 80% прибыли.
Чаще общайтесь с партнерами, какими-то умными людьми, опытными бизнесменами. Ваш бизнес обязательно пойдет в гору, потому что вы будете учиться у этих людей и друг у друга.
Работа с клиентами
Следующий принцип – будьте пунктуальны. Обязательно предупреждайте о каких-то нестыковках. Если вы не можете отгрузить товар, или выполнить заказ вовремя, не ждите, что клиент будет звонить вам первым. Позвоните заранее, извинитесь и скажите, что произошла такая ситуация. Без накладок бизнес невозможен, всегда будут сбои и нестыковки.
Если вы вовремя позвоните клиенту и извинитесь, расскажете о причинах и вариантах решения проблемы, он это чаще всего поймет и проблем не будет. Но если не предупредить человека, а он взял выходной для того, чтобы встретиться с вами, пообщаться, или подождать, пока вы поставите товар, это негативно отразится на вашем бизнесе. Поэтому предупреждайте обо всех нестыковках.
Развитие
Типичная проблема у всех начинающих и будущих бизнесменов – переход от обсуждения к планированию и от планирования к действиям. Приведу пример. Люди собираются открыть бизнес. Начинают обсуждать что к чему, вроде правильно обсуждают, хорошие вещи говорят, но никак не могут перейти к планированию. Поговорили, разошлись и все – каждый занимается своими делами и никак не может начать планировать какие-то действия для осуществления своих планов.
А если перешли уже к планированию, то никак не могут перейти к действиям. Запланировали, поставили цели и не могут начать их выполнять. Вот если вы сможете перебороть себя, зная об этой трудности, и спокойно перейти от обсуждения к планированию, от планирования к действию, вас, несомненно, ждет успех и у вас все будет хорошо.
На этом все, встретимся в следующих публикациях! Если остались вопросы, пишите в комментарии, я всегда рад ответить!