• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 455-10-73
    Москва и МО
    +7 (812) 309-18-97
    Петербург и ЛО
  • Рыночная конкуренция

    Евгений Маляр
    4 ноября 2017
    0
    0
    213
    # Нюансы бизнеса Рыночная конкуренция

    Одними из самых известных монополистов в экономике РФ являются Банк России, ФГУП «Московский эндокринный завод» и космодром "Байконур".

    Навигация по статье
    • Рынок и конкуренция
    • Типы рыночной конкуренции
    • Совершенная
    • Монополистическая
    • Олигополистическая
    • Монопольная
    • Закон о конкуренции на товарных рынках
    • Функции
    • Трудовая конкуренция
    • Выводы

    Современные экономические реалии существенно отличаться от тех, что существовали во времена создания основных теорий, описывающих товарно-денежные отношения. Самого капитализма, условно определяемого как классический, теперь практически не существует. Мы живём в так называемую постиндустриальную эру, и в ней производство материальных ценностей перестало играть главенствующую роль, а национальный продукт многих стран создаётся путём проведения колоссальных количеств спекулятивных операций.

    Неизменным осталось в экономической жизни явление, характерное для промышленного капитализма, и имя ему конкуренция. Рассказ в этой статье пойдёт о том, какой она бывает, по каким принципам работает, функции конкуренции на рынке и о законодательных актах, поддерживающих борьбу между сторонами, предлагающими свои коммерческие продукты потребителям.

    конкуренция

    Рынок и конкуренция

    Давным-давно учёные спорят о том, нуждается ли рынок во внешнем корректировании со стороны государства.

    Основоположник экономической науки Адам Смит придерживался мнения о том, что любые вмешательства в данном аспекте вредны. Он считал, что если никто не будет указывать предпринимателям, что им делать, то они и сами прекраснейшим образом разберутся в том, что им производить и почём продавать.

    По Смиту конкуренция является единственным регулятором рынка, и добавлять к этому совершенному механизму что-либо не только не нужно, но и вредно.

    Подобных идеалистических убеждений придерживались и многие российские «молодые реформаторы» начала девяностых годов, всерьёз считавшие (или, по крайней мере, говорившие), что стоит лишь объявить в стране капитализм, как тут же, автоматически, наступит всеобщее изобилие и процветание. Анализ последующих событий доказывает, что это не совсем так.

    Типы рыночной конкуренции

    Типы рыночных структур Количество компаний Характер изготовляемого товара Наличие рыночных барьеров Доступность экономической информации Ценовой контроль
    Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Нет Полная доступность Нет
    Монополистическая конкуренция Большое Дифференцированная Низкие Есть ограничения Частичный
    Олигополия Небольшое Стандартная или дифференцированная Высокие Серьезные ограничения Частичный
    Монополия Одна Уникальная Непреодолимые Недоступна Полный

    Правильное определение – уже половина понимания, поэтому первое, что нужно усвоить начинающему экономисту или маркетологу, это то, что:

    • Конкуренция – это борьба;
    • Целью этого соперничества является получение наибольшей прибыли;
    • Высокая рентабельность достигается посредством обретения лучших условий производства и реализации продукта.

    Из всего этого можно сделать вывод о неизбежности конкуренции, а также о том, что каждый участник этого процесса стремится к достижению монопольного положения на рынке, то есть к тому, чтобы вытеснить своих соперников и оказаться вне конкуренции.

    Теперь, освоив само понятие, можно переходить к его классификации. Рыночная конкуренция при всём разнообразии её форм, вполне укладывается в четыре основных возможных типа.

    Совершенная

    Характеризуется условиями, близкими к идеальным, равновесным и саморегулирующимся, то есть классическим, описанных Адамом Смитом, а именно:

    • В рынке участвует большое количество независимых предпринимателей, находящихся примерно на одном уровне финансовых возможностей;
    • Качество продукта, предлагаемого ими, примерно равноценное;
    • Производимые объёмы также примерно одинаковые, что при большом количестве участников рынка означает невозможность влиять на общую ситуацию путём манипулирования предложением. Иными словами, никто не может создавать искусственный дефицит или напротив, проводить политику демпинга;
    • В конкретную отрасль экономики участники могут входить или же выходить из неё совершенно свободно;
    • Оружием конкурентной борьбы служит только цена. Другие методы не применяются.

    Очевидно, что совершенной конкуренции в идеальном чистом виде в актуальной реальности не существует, но отдельные её элементы могут на современном рынке действовать.

    Монополистическая

    Во многом сходна с совершенной конкуренцией, но есть и существенные различия.

    • Соперничающих фирм тоже много;
    • Предлагаемые аналогичные коммерческие продукты обладают различной потребительской ценностью (иными словами, товары или услуги одних конкурентов дешевле и хуже, а других – дороже и лучше);
    • У участников борьбы есть некоторые возможности устраивать «торговые атаки» друг против друга, единовременно увеличивая или уменьшая объёмы предложения с целью рыночного ценового манипулирования;
    • Добиться окончательного ухода с рынка конкурентов путём принуждения (экономического или какого-либо иного) ни одна сторона не может.

    В повседневной жизни граждане относительно развитых стран часто могут ощущать последствия монополистической конкуренции (и хорошие, и не очень) в виде назойливой рекламы или акционных предложений, к примеру, розничных торговых сетей.

    Олигополистическая

    Этот тип конкуренции характерен для высокотехнологических отраслей, то есть областей хозяйствования, в которых у мелких и средних производителей нет условий для развития и перспектив. Характеристики этого типа:

    • Субъектов хозяйствования, участвующих в борьбе, мало;
    • Каждый производитель продукта может существенно влиять на рыночную и ценовую ситуацию;
    • Стратегия качества чаще всего смешанная (универсальная), что выражается в возможностях каждого конкурента предлагать продукт, рассчитанный на потребителя любого достатка;
    • Суммарно олигополии полностью контролируют отраслевой рынок.

    Примером могут служить мощные транснациональные корпорации, производящие автомобили, электронику или информационный продукт.

    Монопольная

    Практически, это уже не конкуренция. Продукт предлагается только одним продавцом, который имеет возможность диктовать условия. Монополии бывают:

    • Естественными (или неизбежными). Примером может служить право интеллектуальной собственности, при котором только автор распоряжается своим произведением;
    • Государственными. В некоторых случаях такое положение соответствует интересам страны, к примеру, в отношении сырьевых богатств. В дореволюционной России существовала монополия на продажу водки, а в СССР – на внешнюю торговлю, проведение операций с золотом, валютными средствами и др.

    Величина монопольной цены зависит от различных факторов: платежеспособности потенциальных потребителей, степени эластичности спроса на данный товар и просто здравого смысла.

    деньги

    Природное стремление к монополизму

    В условиях свободной конкуренции многие субъекты экономической деятельности стремятся к тому, чтобы занять положение над «соперничеством между участниками рыночного хозяйства» и стать монополистами, от чего предостерегал другой великий теоретик Джон Мейнард Кейнс, ратовавший за разумный государственный контроль. И это желание обойти всех естественно, так как целью предпринимательства как процесса является извлечение максимальной прибыли, а отнюдь не какая-то борьба хорошего с лучшим.

    В тех случаях, когда возможны злоупотребления монопольным положением, как правило, вступают в действие государственные механизмы противодействия в виде законов.

    Закон о конкуренции на товарных рынках

    Так как конкуренция, при всём несовершенстве некоторых её механизмов, является эффективным инструментом на службе экономического прогресса, государство заботится о её защите и препятствует возникновению нежелательных монополизаций во всех отраслях хозяйственной деятельности. В настоящее время действует вступивший в силу 26 июля 2006 года Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» в обновлённой 31 июля 2017 года редакции.

    Функции

    Федеральный закон 135-ФЗ обоснован Конституцией России (частью первой статьи 8), закрепляющей гарантии единства экономического пространства страны, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Согласно Основному закону, недобросовестная конкуренция и деятельность, направленная на монополизацию, недопустима (ч. 2 ст. 34)

    Цели и функции закона 135-ФЗ состоят в том, чтобы:

    • Защитить конкуренцию и создать условия для её эффективного действия;
    • Предупредить и пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию в применении также и к действиям и соглашениям, достигнутым не в России, но влияющие на конкурентную обстановку в стране.

    Трудовая конкуренция

    конкуренция

    Ситуация на рынке труда специфична тем, что соперничают между собой не владельцы средств производства, то есть капиталисты, а нанимаемые ими работники. Впрочем, законы конкуренции действуют точно такие же, как при товарном производстве: тот, кто предложит свой труд дешевле и при этом обеспечит его высокое качество, то и побеждает. Накопленный человечеством опыт наглядно демонстрирует, что и к такому специфическому продукту, как человеческий труд, также почти невозможно добиться справедливого и взвешенного отношения, если в дело не вмешается государство.

    Многочисленные практические примеры доказывают, что лишь высокая (до уникальности) квалификация наёмного персонала заставляет обобщённого частного предпринимателя платить ему больше, чем остальным. Принцип минимизации издержек (тоже составляющая процесса конкуренции) обычно в первую очередь касается затрат на оплату работы.

    Впрочем, можно долго сетовать на несовершенство окружающего мира, но, с практической точки зрения, намного полезнее изучить само явление, чем его ругать. Тем более что отсутствие конкуренции тоже обладает рядом недостатков и даже системных пороков.

    Выводы

    Конкуренция является эффективным механизмом рыночного регулирования, но не единственным и не универсальным. Она объективно существует и попытки игнорирования её как фактора, влияющего на деловую активность даже в монопольных условиях, может привести предприятие к пагубным последствиям. Кроме того, монополистическая конкуренция может мутировать в монопольную в случае сговора крупных корпораций с целью «мирного» раздела рынка, с чем государство борется на законодательном уровне.


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    Рекомендуем
    МодульБанк

    Бонусы на 150000 рублей при открытии счета

    Кредит для бизнеса

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Taobao.ru

    Оптовые поставки из Китая для бизнеса

    Мой кредитный статус

    Получение кредитной истории и рейтинга онлайн

    Рефинансирование кредитов

    Выгодное предложение для бизнеса от Альфа-Банка

    ВТБ-Страхование

    Страхование бизнеса и физических лиц на выгодных условиях

    Наши друзья
    Деловая среда

    Узнайте о бизнесе всё!

    подробнее
    Лизинг для предпринимателей Домен для сайта от 0 руб. Бесплатное обслуживание в ДелоБанке Получите IT-профессию онлайн
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    Простое получение кредита в одном из самых популярных банков России. От 12,5% годовых. Сумма до 1 млн рублей на 7 лет

    узнать подробнее