• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 938-41-14
    Москва и МО
    +7 (812) 467-36-58
    Петербург и ЛО
  • Управленческие компетенции

    Автор статьи: Евгений Смирнов Евгений Смирнов
    27 июня 2018
    5
    0
    # Нюансы бизнеса Управленческие компетенции

    Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере.

    Навигация по статье
    • Виды профессиональных компетенций
    • Управленческие компетенции руководителей
    • Базовые и специальные управленческие компетенции
    • Методы повышения компетенций
    • Профессиональные компетенции в разных сферах
    • Профессиональные компетенции юриста
    • Профессиональные компетенции инженера
    • Профессиональные компетенции шеф-повара
    • Корпоративные компетенции
    • Вывод

    Управленческие компетенции – это совокупность знаний, навыков и личностных характеристик, позволяющих менеджеру эффективно справляться с обязанностями руководителя. От того, насколько высокий уровень должностных компетенций демонстрирует конкретный управленец, зависит то, насколько грамотно им будут решаться оперативные и стратегические задачи для достижения намеченных целей.

    Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере. Это в первую очередь навыки, полученные специалистом на разных должностях в разных компаниях и опробованные на практике. Другими словами, управленческие компетенции – это ключевой индикатор профессионализма руководителя, с точки зрения эффективного менеджмента.

    Виды профессиональных компетенций

    Вне зависимости от того, занимает человек руководящую или исполнительную должность, выделяют две ключевые группы компетенций:

    • Базовые компетенции – совокупность личностных качеств, которые определяют эффективность конкретного специалиста в целом. В эту группу относятся волевые, интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные характеристики человека.
    • Специальные компетенции – это спектр знаний, умений и навыков, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью конкретного специалиста. Для разных должностей эти компетенции отличаются. К примеру, специальной компетенцией эксперта-переводчика является навык синхронного перевода, а к специальным компетенциям секретаря относится грамотное составление и управление рабочим графиком руководителя.

    Управленческие компетенции

    Все компетенции работника, отражающие возможности его личностного роста, условно делятся на две группы:

    • технические компетенции специалиста – профессиональные знания, умения и навыки, которые необходимы работнику, занимающему конкретную должность;
    • поведенческие компетенции – универсальные компетенции сотрудника, в том числе личностные особенности, которые характеризуют эффективность человека в целом.

    По-другому, эту классификацию можно представить как личные и функциональные характеристики управленца. Личностные компетенции лидера во многом являются изначальными задатками специалиста. Задача управленца, желающего поднять свою профессиональную планку, состоит в том, чтобы развить свои сильные стороны и подтянуть слабые. В то время как легко осваиваемые функциональные компетенции приходят во время обучения и в процессе работы, личные лидерские компетенции менеджмента требуют приложения волевых усилий для того, чтобы развить свои природные задатки и максимально устранить недостатки.

    Управленческие компетенции руководителей

    Профессиональный менеджер – это специалист, который должен владеть и применять в своей работе базовые управленческие компетенции. В то время как, к примеру, профессиональные компетенции продавца электроники не требуют серьезных организационных навыков, для руководителя умение управлять бизнес-процессами и подчиненными – основа основ. Руководящая должность имеет свою специфику, которая отражается и на компетенциях. Эта специфика представлена ниже в виде тезисов:

    • Работа управленца, в отличие от других видов интеллектуальной трудовой деятельности, не имеет конкретных временных рамок. Поэтому уровень и индикаторы достижения промежуточных результатов являются главными ориентирами в оценке руководителя.
    • Стратегии и оперативные действия руководителя непрерывно корректируются под влиянием внешних рыночных условий. Умение действовать в нестандартных ситуациях занимает в списке компетенций руководителя далеко не последнее место.
    • Управленец несет ответственность за действия своих подчиненных, учитывает риски и использует возможности. Профессиональные компетенции руководителя предполагают умение собрать сильную команду и организовать эффективный рабочий процесс.
    • Корпоративная культура руководства и практикуемый им стиль управления формирует деловую репутацию компании. Менеджер любого звена является носителем корпоративных ценностей, которые прямо влияют на специальные компетенции.

    Все эти факторы определяют спектр компетенций, которыми должен владеть руководитель. Контроль за тем, насколько специалист владеет теми или иными профессиональными навыками, осуществляет непосредственный начальник и специалисты HR-отдела, которые в специальные таблицы вносят параметры работника и отслеживают прогресс. Такой формат позволяет быстро выявить слабые стороны менеджера и выработать программу для их устранения.

    Базовые и специальные управленческие компетенции

    К базовым компетенциям управленца относится:

    1. Системное стратегическое мышление. Руководитель, который не мыслит наперед и не отслеживает глобальные тенденции, не в состоянии быть эффективным в долгосрочной перспективе.
    2. Владение основами маркетинга. Понимание рынка и места компании на рынке, умение анализировать информацию и синтезировать эффективные маркетинговые решения при ограниченном бюджете – краткое описание компетенций маркетинга.
    3. Навыки управления финансами. Руководитель должен уметь грамотно распределять ограниченные ресурсы компании и использовать эффективные инвестиционные механизмы для увеличения доходов.
    4. Знание производственных, коммерческих и логистических процессов.
    5. Навыки развития новых продуктов и услуг.
    6. Знание делопроизводства и администрирования.
    7. Понимание и применение профильной законодательной базы, регулирующей конкретную отрасль бизнеса.
    8. Развитые навыки коммуникаций и управления персоналом.
    9. Понимание и применение основ информационной, коммерческой и экономической безопасности.

    Время

    Что касается специальных управленческих компетенций, то они зависят от конкретной отрасли и специфики занимаемой должности. К примеру, компетенции главного бухгалтера, который фактически занимает руководящую должность, существенно отличаются от компетенций коммерческого директора или PR-менеджера.

    Управленческие компетенции можно рассмотреть не только в разрезе базовых и специальных навыков. Альтернативной классификацией является распределение управленческих компетенций по характеру действий руководителя. Сюда относится:

    • Видение – способность прогнозировать и мыслить на тактическом и стратегическом уровнях, просчитывая риски и используя возникающие возможности.
    • Действие – умение целенаправленно и эффективно организовывать свои действия и действия своей команды для достижения конкретного результата.
    • Взаимодействие – умение формировать эффективные и комфортные отношения с партнерами, высшим руководством, подчиненными и другими людьми.

    Методы повышения компетенций

    Успешный управленец системно совершенствует базовые и специальные компетенции. Повышение профессионального уровня осуществляется несколькими путями, которые условно разделяют на:

    1. Традиционные методы обучения;
    2. Методы активного обучения;
    3. Обучение на рабочем месте.

    Чтение

    Традиционные методы обучения применяются в том случае, когда специалисту необходимо передать объем знаний и помочь усвоить их в короткий срок. К традиционным методам обучения относят:

    • лекции – односторонняя подача учебного материала преимущественно в виде теории с минимальной обратной связью;
    • семинары – формат обучения, при котором происходит активная коммуникация преподавателя с аудиторией;
    • обучающие фильмы – удобный формат, предполагающий возможность удаленного освоения новых компетенций.

    Активные методы обучения, по сравнению с традиционными методами, отличаются большей эффективностью и индивидуальным подходом, позволяющим повысить уровень компетенций в сжатые сроки. В эту категорию входят:

    • тренинги – сжатая теоретическая подготовка с максимальной практической отработкой умений;
    • компьютерное обучение – программный способ подачи и отработки полученных знаний и навыков;
    • групповые дискуссии – устный обмен опытом в контексте решения конкретной задачи;
    • бизнес-игры – моделирование и отработка ситуаций, возникающих в профессиональной практике;
    • ролевые игры – обучение межличностным коммуникациям путем моделирования обучающих ситуаций.

    Методы обучения на рабочем месте – полноценная практика с получением реальных навыков и обменом опыта. Эти методы включают:

    • временную стажировку в других отделах компании для укрепления горизонтальных корпоративных связей;
    • составление индивидуальной программы обучения по результатам стороннего наблюдения за рабочим процессом тестируемого специалиста;
    • равноправный коучинг с элементами неформального наставничества для обмена опытом между специалистами разных направлений;
    • вертикальное прямое наставничество под контролем вышестоящего руководства;
    • коучинг с самостоятельным поиском решений с помощью тренера;
    • знакомство с корпоративной культурой и ценностными компетенциями руководителя.

    Коучинг

    Существует множество методов повышения компетенций. Для эффективного обучения важно, чтобы освоение новых знаний и навыков происходило с небольшим опережением актуальных трендов, ориентировалось на всестороннее развитие компании и эффективные межличностные коммуникации.

    Профессиональные компетенции в разных сферах

    Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.

    Профессиональные компетенции юриста

    Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:

    • знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
    • умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
    • навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
    • умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
    • навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
    • систематическое повышение профессиональной квалификации;
    • глубокое изучение законодательства и практики его применения.

    Профессиональные компетенции инженера

    Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:

    • понимание технологии и принципов организации производства;
    • владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
    • ведение деловой и инженерной документации;
    • подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
    • знание нормативной документации и ГОСТ;
    • продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
    • ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
    • высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.

    Профессиональные компетенции шеф-повара

    Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:

    • понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
    • умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
    • ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
    • владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
    • знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.

    Корпоративные компетенции

    Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.

    Корпоративные компетенции

    Разработка корпоративных моделей и компетенций лежит на руководстве. Каждая компания по-своему называет специальные компетенции, применяемые для оценки сотрудников. Примеры корпоративных компетенций выглядят так:

    • лидерство;
    • навыки командной работы;
    • лояльность к компании;
    • ориентация на клиента;
    • ориентация на результат.

    Корпоративные компетенции выбираются руководством компании в соответствии со спецификой деятельности и сводятся, как правило, к определенным моделям мышления, поведения и этики сотрудников. Если компания делает упор на высоком уровне сервиса – ценностные компетенции будут формироваться вокруг клиентоориентированного подхода. Если корпорация ценит сплоченность коллектива и раскрытие индивидуального творческого потенциала – в корпоративных компетенциях будут доминировать коммуникативные и организаторские навыки.

    Вывод

    Управленческие компетенции – это спектр знаний и навыков, которыми сегодня должен владеть не только руководитель, но и специалист среднего звена, у кого в подчинении есть как минимум один человек. Организационные компетенции персонала всегда находятся в зоне внимания руководителей HR-органов компании. По этой причине компетенция организатора – это ключевая характеристика работника вне зависимости от занимаемой должности, определяющая его способность действовать эффективно. Но именно на руководящих позициях эти знания и навыки нужны в первую очередь, поскольку от понимания и грамотного применения принципов управления зависит жизнеспособность бизнеса в целом.


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    Рекомендуем
    Контур | Эльба

    Эльба заменит бухгалтера

    Бухгалтерия для ИП

    Онлайн-консультант по ведению бухучета

    Кредит для бизнеса

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Taobao.ru

    Оптовые поставки из Китая для бизнеса

    Отчет.ру

    Отправка отчетности в ФНС и ПФР онлайн

    Наши друзья
    Деловая среда

    Легкий старт бизнеса с РКО Сбербанка

    подробнее
    Моё дело

    Лучшая интернет-бухгалтерия для бизнеса

    подробнее
  • Лизинг для предпринимателей Домен для сайта от 0 руб. Получите IT-профессию онлайн Здесь есть все документы для бизнеса
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    Простое получение кредита в одном из самых популярных банков России. От 12,5% годовых. Сумма до 1 млн рублей на 7 лет

    узнать подробнее