• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7(499)703-30-84
    Москва и МО
    +7(812)309-18-97
    Санкт-Петербург и ЛО
  • Евгений Маляр
    1 января 2018
    0
    0
    374

    Основные показатели рентабельности

    # Бизнес-словарь Основные показатели рентабельности

    Единица измерения показателя рентабельности – проценты или десятичная дробь (если удобнее пользоваться коэффициентом). Исключение составляет рентабельность трудовых ресурсов.

    Навигация по статье
    • Зачем нужна система показателей
    • Формулы расчета показателей рентабельности
    • Показатель рентабельности активов
    • Показатель рентабельности основных фондов
    • Показатель рентабельности оборотных средств
    • Показатели уровня рентабельности инвестиций
    • Показатель рентабельности продаж
    • Показатель рентабельности обычной деятельности
    • Показатель рентабельности персонала
    • Показатель чистой рентабельности
    • Показатель валовой рентабельности
    • Показатель рентабельности издержек
    • Факторный анализ показателей рентабельности
    • Практическое значение факторного анализа

    Успешность хозяйственной инициативы определяется способностью приносить доход от каждого вложенного в дело рубля. Критерием эффективности служит показатель рентабельности, представляющий собой отношение сумм прибыли к инвестированным средствам. В простейшем случае для подсчёта этого коэффициента требуется всего две цифры, и они каждому предпринимателю известны. Потратил рубль, получил полтора – вот и результат: 50% рентабельности.

    Однако, чем сложнее бизнес-структура, тем в большей степени она нуждается в постоянном контроле эффективности по отдельным направлениям. Статья о том, что такое система показателей рентабельности и что характеризуют её составляющие.

    Зачем нужна система показателей

    В процессе работы каждого предприятия временами возникают критические ситуации, когда доходы резко падают. Бывает, что причины кажутся очевидными, но чаще всего препятствует нормальному развитию бизнеса целый комплекс неблагоприятных факторов, копившихся долго.

    Бухгалтер с документами

    Требуется тщательный анализ, для проведения которого грамотному экономисту недостаточно упомянутых двух цифр. Так же, как врачу при постановке диагноза необходимы многие параметры организма, а не только всем видимые симптомы, так и финансисту понадобятся разнообразные показатели внутрихозяйственной структуры. Коэффициент общей рентабельности отражает лишь конечный результат. Для подробного анализа и выявления узких мест, создана система, учитывающая все виды экономической активности. В состав показателей входит набор коэффициентов, разделённых по признаку источника прибыли.

    Доход предприятию могут приносить производство, активы и принадлежащее ему имущество. Относительный показатель рентабельности работы каждого из них, при сравнении с общим результатом, помогает прийти к выводу о недостаточно эффективной эксплуатации того или иного ресурса.

    В обобщенном виде каждая составляющая системы показателей рентабельности рассчитывается как дробь, в числителе которой прибыль, а в знаменателе – расходы, затраченные на её извлечение:

    Рентабельность

    Где:
    Ri – показатель рентабельности по каналу c условным номером i;
    Pi – прибыль, приносимая ресурсом i;
    Ci – издержки на создание, поддержание и эксплуатацию ресурса i.

    Смысл этой формулы можно проиллюстрировать простым примером.

    Предприятие приобрело оборудование i, выпускающее какой-то вид продукции. К издержкам относятся расходы постоянные (уплаченная цена) и переменные (на потребляемую станком энергию, расходы на его ремонт и эксплуатацию). В результате реализации товара, изготовленного на станке i, предприятие получает прибыль. Рентабельность оборудования (основного средства) равна отношению Pi к Ci.

    Единица измерения показателя рентабельности – проценты или десятичная дробь (если удобнее пользоваться коэффициентом). Исключение составляет рентабельность трудовых ресурсов (о ней позже). Нижнее ограничение в величине по модулю – ноль (если прибыли нет). Рентабельность может быть отрицательной в случае убытков. Верхних границ теоретически не существует: бывает, что доходы многократно превосходит издержки.

    Нормативные значения по отраслям существуют. Например, для грузовых перевозок рентабельность по закону не может превышать 35%, на практике же и 8% для этого вида деятельности считается хорошим результатом.

    Формулы расчета показателей рентабельности

    Количество показателей, необходимых для общего анализа, может варьироваться исходя из числа источников прибыли и каналов издержек. Важнейшими критериями рентабельности являются коэффициенты, приведенные ниже.

    Показатель рентабельности активов

    Всё, чем владеет предприятие, в идеале должно приносить прибыль. Активы (в бухучёте – источники средств) разнообразны по характеру (материальные и нематериальные), форме (денежной или вещественной), праву владения (собственные или заёмные) и т. д. Отношение валовой прибыли к суммарной стоимости предприятия определяет рентабельность активов. Экономический смысл показателя выражается эффективностью использования всех доступных ресурсов.

    Вычисление рентабельности активов производится исходя из их среднегодовой стоимости.

    Рентабельность активов

    Где:
    ROA – рентабельность активов;
    CP – сумма прибыли;
    Ан – стоимость активов на начало анализируемого периода;
    Ак – стоимость активов на конец анализируемого периода.

    Как ясно из формулы, средняя стоимость активов в данном случае посчитана как среднеарифметическое значение (например, за год или квартал), но есть и другие методы вычисления этой суммы.

    Показатель рентабельности основных фондов

    Принцип расчёта тот же самый, что и для всех активов предприятия. Основные средства (в денежном выражении – фонды) являются частью собственности организации. Они стоят не менее 40 тыс. руб., при сроке эксплуатации свыше года, и многократно принимают непосредственное участие в процессе воспроизводства ценностей (товара).

    Рентабельность основных фондов

    Где:
    ROF – рентабельность основных фондов;
    CP – сумма прибыли;
    OFн – стоимость основных фондов на начало анализируемого периода;
    OFк – стоимость основных фондов на конец анализируемого периода.

    Показатель характеризует фондоёмкость производимой продукции. Иными словами, по нему можно судить о том, сколько денег необходимо затратить на создание производственных мощностей для получения одного рубля прибыли при действующей на предприятии системе работы.

    Показатель рентабельности оборотных средств

    Оборотные активы потребляются в течение одного цикла производства, а их стоимость полностью входит в себестоимость продукции. Показатель рентабельности считается аналогично, по соотношению прибыли к среднегодовой стоимости:

    Рентабельность оборотных средств

    Где:
    RVF – рентабельность оборотных активов;
    CP – сумма прибыли;
    VFн – стоимость оборотных активов на начало анализируемого периода;
    VFк– стоимость оборотных активов на конец анализируемого периода.

    Экономический смысл показателя состоит в оценке эффективности себестоимости в процессе формирования прибыли.

    Показатели уровня рентабельности инвестиций

    Данный коэффициент характеризует степень доходности средств, вкладываемых в предприятие. Так как деньги в процессе их оборота обезличиваются, в знаменателе ставится вся сумма, состоящая из собственного и инвестированного капитала.

    Рентабельность инвестиций

    Где:
    RI – рентабельность инвестиций;
    CP – сумма прибыли;
    K – собственный капитал фирмы, включая заёмный;
    I – инвестиции.

    Показатель рентабельности продаж

    Реализация продукции служит непосредственным источником прибыли. Рентабельность продаж считается по формуле:

    Рентабельность продаж

    Где:
    RS – рентабельность продаж;
    CP – сумма прибыли;
    V – выручка предприятия.

    Показатель рентабельности обычной деятельности

    Похож на рентабельность реализации, но разница в том, что учитывается только сумма выручки за основную продукцию, а прибыль берётся из баланса до отчисления налогов.

    Рентабельность обычной деятельности

    Где:
    RSI – коэффициент рентабельности обычной деятельности;
    CPM – прибыль брутто;
    VM – выручка основной продукции.

    Показатель рентабельности персонала

    Единственный из всех показателей, имеющий размерность не в процентах или десятичных цифрах, а в рублях на человека.

    Рентабельность персонала

    Где:
    RP – рентабельность персонала;
    CP – сумма прибыли;
    NP – штатная численность персонала фирмы.

    Разумеется, в коллективе есть сотрудники, выполняющие обязанности, не связанные напрямую с генерацией дохода, и даже такие, от которых вообще мало толку. Показатель рентабельности персонала (трудовых ресурсов) демонстрирует, какая сумма прибыли приходится на одного работника в среднем.

    Показатель чистой рентабельности

    Фискальная нагрузка на разные виды деятельности различается. Руководителю важно знать не только процент прибыли в каждом из видов вложений, но и конечный результат после уплаты налогов.

    Чистая рентабельность определяется отношениям чистой прибыли (после всех выплат) к сумме выручки. Формула очень похожа на рентабельность продаж.

    Чистая рентабельность

    Где:
    RP – чистая рентабельность;
    CCP – сумма чистой прибыли;
    V – выручка предприятия.

    Показатель валовой рентабельности

    Валовые показатели собирают в себе суммы реализации и прибыли от всех видов деятельности предприятия – основных и побочных.

    Коэффициент валовой рентабельности TR представляет собой отношение валовой прибыли к валовой сумме реализации:

    Валовая рентабельность

    Где:
    TR – валовая рентабельность;
    TP – сумма валовой прибыли;
    TS – сумма валовой выручки;

    Показатель рентабельности издержек

    Коэффициент считается как дробь с «грязной» (до отчисления налогов) прибылью в числителе и совокупными затратами предприятия в знаменателе:

    Рентабельность издержек

    Где:
    RCA – рентабельность издержек;
    CP – сумма прибыли до уплаты налоговых отчислений;
    CS – себестоимость продукта (товара), произведенного за отчётный период.

    На практике для анализа прибыльности предприятия иногда используются не только приведенные показатели рентабельности. С учётом особенностей функционирования фирмы, может возникать необходимость в учёте дополнительных факторов.

    Факторный анализ показателей рентабельности

    Анализ графика

    Любой сложный хозяйственный механизм можно рассматривать в качестве объекта управления, характеризуемого основными и побочными каналами воздействия на конечный результат. Объективная оценка рентабельности невозможна без учёта многих разнообразных обстоятельств. Степень и однозначность их влияния различна. В связи с этим обстоятельством, факторный анализ проводят методами, приведенными далее.

    Детерминированный. Метод применим в случае выявления чёткой функциональной зависимости между воздействующим фактором и рентабельностью. Если существует связь, выражаемая математической формулой, задача аналитика существенно упрощается. Влияние фактора предсказуемо, следовательно, его воздействие можно нивелировать.

    Пример: известно, что доля ГСМ в себестоимости продукции – 8,5%. Горючее подорожало на 3%. Если повышение цены отрицательно повлияет на конкурентоспособность, можно снизить норму прибыли и удержать позиции на рынке.

    Стохастический. Связь между фактором и рентабельностью не носит функционального характера (не выражается формулой однозначной зависимости), однако прослеживается некоторая корреляция (сходство графиков по пикам и спадам). Анализ несколько затрудняется, так как объект может отреагировать на внешнее факторное воздействие с разной интенсивностью. Практически известно лишь направление движения величины показателя.

    Пример: Синоптики предсказывают холодную зиму. Следует ожидать повышения спроса на бытовые нагревательные приборы, но трудно прогнозировать прирост сбыта в процентах.

    Прямой. Аналитику доступен дедуктивный способ определения степени влияния фактора на рентабельность.

    Пример: За отчётный период существенно понизился показатель рентабельности персонала. Возможных причин две: уменьшилась прибыль или неоправданно увеличена численность.

    Обратный. Ведётся от частного к общему. На основе предыдущего примера можно логично предположить, что увеличение штатной численности в условиях стабильной или падающей прибыли приведёт к снижению рентабельности.

    Одноступенчатый или многоступенчатый. Выбирается количество уровней детализации каналов воздействия на рентабельность. На практике это означает учёт не только самих факторов, но и причин, их порождающих. В некоторых случаях в излишней подробности и чрезмерном углублении нет необходимости.

    Статический. Метод фиксирует влияние факторов по состоянию на конкретную дату или краткий период.

    Динамический. Исследуются причинно-следственные связи фактора и рентабельности в течение длительного периода.

    Ретроспективный. Изучается опыт прошлых периодов с целью выявления степени влияния факторов на рентабельность.

    Перспективный. Метод основан на прогнозировании факторного влияния в будущем.

    Практическое значение факторного анализа

    Оценка влияния различных факторов на рентабельность позволяет выделить в их числе наиболее значимые. Эта информация служит основанием для принятия наиболее рациональных управленческих решений, направленных на повышение экономической эффективности предприятия.

    Без проведения факторного анализа руководство рискует тем, что ресурсы (всегда ограниченные) будут расходоваться на мероприятия, не дающие существенной пользы.


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    # Бизнес-словарь Рентабельность затрат
    # Бизнес-словарь Что такое форфейтинг
    Рекомендуем
    Модульбанк

    Расчетный счет, эквайринг, корпоративные карты и другие услуги для бизнеса

    Альфа-Банк

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Нетология

    Онлайн-университет востребованных интернет-профессий

    Мой кредитный статус

    Получение кредитной истории и рейтинга онлайн

    Грин Финанс

    Заем под залог с любой кредитной историей

    Рекомендации редакции
    Подпишитесь на наши новости сейчас!

    ЗА 5 ДНЕЙ МАРАФОНА ВЫ УЗНАЕТЕ КАК НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС НА ПЕРЕПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: