• Бесплатная Консультация Юриста:
    +7 (499) 455-10-73
    Москва и МО
    +7 (812) 309-18-97
    Петербург и ЛО
  • Что такое естественная монополия, черты рынка и особенности регулирования

    Евгений Маляр
    30 июня 2018
    5
    0
    1769
    # Бизнес-словарь Что такое естественная монополия, черты рынка и особенности регулирования

    Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

    Навигация по статье
    • Монополия как форма рыночного доминирования
    • Классические способы монопольного захвата рынка
    • Чем отличается естественная монополия от искусственной
    • Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
    • Роль естественных монополий в экономике России
    • Правовой статус субъектов естественной монополии
    • Ценообразование при естественной монополии
    • Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
    • Кто регулирует естественные монополии
    • Регулирование естественных транспортных монополий
    • Ответственность естественных монополий
    • Процедура банкротства естественной монополии

    Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

    Монополия как форма рыночного доминирования

    Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

    Классические способы монопольного захвата рынка

    Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

    Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

    Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

    Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

    Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

    Чистая монополия

    Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

    Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

    Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

    Чем отличается естественная монополия от искусственной

    Конкуренция лежит в основе функционирования свободного рынка, поэтому государство ее защищает. Однако есть ряд услуг и товаров, обладающих специфическими чертами. Главная их оособенность в том, что они имеют жизненно важное значение для национальной экономики. В большинстве случаев предложение подобных продуктов одним продавцом оправдано и рационально.

    Естественной монополией называется рыночная ситуация, при которой конкуренция оказывает вредное влияние на макроэкономические показатели страны, стратегически опасна или невозможна по технологическим причинам.

    Признаки естественной монополии:

    • Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
    • Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
    • Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
    • Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.

    Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике

    Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

    • Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
    • Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
    • Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.

    Роль естественных монополий в экономике России

    Естественные монополии в России существуют, как и во многих других странах. В 2018 году список отраслей, отвечающих перечисленным критериям, включает ряд важнейших для экономики страны позиций.

    Черты монополии

    Виды естественных монополий в РФ:

    • Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.
    • Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.
    • Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.
    • Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.
    • Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.
    • Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.
    • Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.

    Правовой статус субъектов естественной монополии

    К субъектам естественной монополии относятся предприятия, к которым применяются методы государственного регулирования. Все они без исключения занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы.

    Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС. Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

    Правовая сторона

    Сферы деятельности и обязанности субъектов естественных монополий установлены Федеральным законом 147-ФЗ («О естественных монополиях») от 17 августа 1995 года в последней редакции, принятой 29 июля 2017 г. Этот же акт дает четкое определение участников монопольного рынка.

    Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

    Ценообразование при естественной монополии

    Главная причина, по которой государство борется со всесилием монополий, состоит в опасности ценового диктата. Возможность возникновения такой ситуации учитывает госрегулирование деятельности естественных монополий. Именно при решении этой задачи возникает уже упомянутая дилемма между интересами общества и единственного предприятия, предоставляющего товар или услугу. Методы решения этой задачи делятся на две основные группы.

    Методы ценового регулирования предполагают прямое установление предельной величины тарифов (если рассматривается рынок услуг) или цен (когда монопольный продукт поступает на товарный рынок). В этом случае осуществляется привязка к средним или предельным минимальным издержкам.

    Средние затраты на производство продукта называют также ценой Рамсея (этот выдающийся экономист изучал вопросы ценообразования). Если товар или услугу компания-монополист отпускает по ней, то фирма будет получать прибыль, но минимальную, ограниченную разницей между средними и минимальными издержками.

    При продаже продукции по цене, равной минимальным издержкам производителя, убытки практически неизбежны, а эксплуатация предприятия лишается экономического смысла. Для поддержания нужного уровня предложения государство вынуждено вводить компенсационное дотирование, иными словами, выплачивать субсидии.

    Ценообразование при монополии

    Следует также учитывать, что достижение самоокупаемости монопольного производства возможно только в том случае, когда график объема реализации пересекает кривую затрат на производство товара или услуги и после этой точки равновесия. Слишком высокая цена повлечет уменьшение сбыта и как следствие – убыток. Компания изначально устанавливает объем выпуска, соответствующий определенному уровню рентабельности.

    В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

    Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

    При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

    1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
    2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
    3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
    4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
    5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

    Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

    К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

    В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

    Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

    1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
    2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
    3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
    4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

    Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

    В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

    Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

    Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

    Регулирование лотерей

    Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

    С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

    • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
    • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
    • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

    Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

    Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

    • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
    • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

    В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

    • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
    • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
    • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

    Кто регулирует естественные монополии

    Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

    На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

    Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

    Регулирование естественных транспортных монополий

    Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

    Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

    Транспортная монополия

    Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

    Ответственность естественных монополий

    Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

    Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

    Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

    • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
    • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
    • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
    • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

    Купюры

    В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

    Процедура банкротства естественной монополии

    Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве») в редакции 2018 года. Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

    • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
    • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

    Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

    В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

    В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

    Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

    Банкростство

    Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

    Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).


    Нет комментариев
    Добавить комментарий

    Вам понравится
    # Бизнес-словарь Что такое диверсификация
    # Бизнес-словарь Рентабельность фондов
    Рекомендуем
    Модульбанк

    Расчетный счет, эквайринг, корпоративные карты и другие услуги для бизнеса

    Альфа-Банк

    Кредит до 20 млн рублей сроком на 5 лет. Ставка от 11,99%

    Нетология

    Онлайн-университет востребованных интернет-профессий

    Грин Финанс

    Заем под залог с любой кредитной историей

    Рекомендации редакции
    Наши друзья
    Workle

    Официальная работа в интернете

    подробнее
    Самый надежный тест на профориентацию Как запустить успешный бизнес с Китаем
    Подпишитесь на наши новости сейчас!