Федеральный закон «О защите конкуренции» 135-ФЗ (последняя редакция)

# Нюансы бизнеса Федеральный закон «О защите конкуренции» 135-ФЗ (последняя редакция)

В 2009 году ФАС России признала ООО "Газпромнефть" злоупотребившей своим монопольным положением на рынке. Суд обязал компанию выплатить штраф в размере 4,7 млрд. рублей.

Навигация по статье
  • Все о защите конкуренции
  • Федеральный закон 135-ФЗ
  • Статья 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
  • Статья 9 закона о защите конкуренции 135-ФЗ
  • Статья 11 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
  • Статья 10 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
  • Статья 4 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
  • Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
  • Ограничение конкуренции по 223-ФЗ
  • Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций

О живительном воздействии конкуренции на экономику страны и потребительский рынок, вероятно, знают все. Польза этого распространённого и столь же древнего, как сама хозяйственная деятельность явления, кажется очевидной. Однако, несмотря на естественность этого глобального процесса, он во всех странах нуждается в защите государства подобно памятникам культуры или редким представителям флоры и фауны. В Российской Федерации организационно-правовыми основами защиты конкуренции служат несколько правовых актов, в числе которых Федеральный закон №135-Ф. О функциях и механизмах, предусмотренных этим документом и описанных в основных его статьях, будет рассказано ниже.

Все о защите конкуренции

Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», как ясно из его названия, защищает конкуренцию. Он призван исключать или ограничивать возможность воздействия каждого субъекта хозяйствования на рыночное обращение товаров или услуг. Следовательно, существует потенциальная угроза со стороны неких сил, стремящихся злонамеренными действиями установить для себя привилегии, обеспечивающие доминирование в хозяйственно-экономическом пространстве РФ.

Конкуренция

Совокупность нормативных актов, направленных на поддержку условий здорового соревнования участников внутреннего рынка составляет антимонопольное законодательство, частью которого является ФЗ 135. Кроме него защитную по отношению к конкуренции функцию несут:

  • Конституция Российской Федерации, являющаяся основой всех остальных актов. Согласно статье 8, в РФ провозглашена свободная рыночная экономика, в ст. 34 (п. 2) содержится запрет на деятельность, ведущуюся в целях монополизации. Статьей 73 утверждено единое пространство для экономической деятельности во всём государстве, названное необходимым условием здоровой конкуренции;
  • Международные акты, ратифицированные РФ: Антимонопольное соглашение стран СНГ от 12.03.1993, Соглашение от 25.01.2000 и Договор о согласовании антимонопольной политики;
  • Гражданский кодекс РФ. В статьях 1033 и 10 содержится запрет использования гражданских прав в цели подрыва конкуренции и злоупотребления рыночным доминированием;
  • Деятельность естественных монополий регулируется на основе ФЗ от № 147-ФЗ от 17.08.1995;
  • Закон «О недрах» – статья 17;
  • Закон «О банках» – статья 32;
  • Закон № 60-ФЗ от 13.12.1993 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» – статья 5;
  • Закон «О связи» – статьи 15, 17 и 20.
  • Другие нормативные акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ, нормативные распоряжения местных и федеральных антимонопольных органов.

Основные методы антимонопольного госрегулирования:

  • Контроль со стороны государства создания, реорганизации, ликвидации коммерческих структур, а также соблюдения законодательства во время приобретения пакетов акций;
  • В случае надобности государство может прибегнуть к принудительному разделению (выделению) предпринимательских структур;
  • Административное влияние на цены (установление предельных величин или коэффициентов, норм рентабельности).

Федеральный закон 135-ФЗ

Федеральный Закон

Федеральный закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 года, является важной частью российского антимонопольного правового поля. Последние дополнения и изменения в него внесены в 2024 году, что говорит о постоянной работе, ведущейся в направлении совершенствования правовых норм.

Назначение закона – препятствие, вплоть до полного исключения, возможностей проявлять в ходе экономических отношений признаки недобросовестной конкуренции.

Он касается возможной монопольной деятельности российских и зарубежных организаций и компаний, федеральных институтов власти, индивидуальных предпринимателей и внебюджетных учреждений (в т. ч. Центрального Банка РФ). Документ содержит 54 статьи и десять глав. Некоторые из них будут рассмотрены подробно.

Статья 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Статья 17 указанного закона посвящена пресечению возможных злоупотреблений в ходе торгов, на которые выставлены товары, услуги, ценные бумаги и прочие активы. В частности, имеются в виду координированные запросы котировок (иначе называемые сговором), в результате которых может быть ограничена объективно существующая конкуренция.

Возможные сценарии реализации подобного правонарушения перечислены в ст. 17.1:

  • Организаторы торгов вместе с неким их участником, стремящимся к получению незаконных преимуществ, создают условия, при которых станет возможно искажение информации о котировках и спросе;
  • Будет осуществлён выборочный доступ к сведениям, представляющим особый интерес;
  • Нарушены правила определения победителя тендера и получения необходимой для участников информации;
  • В торгах принимают участие представители их организаторов;
  • Незаконно ограничивается состав участников путём создания избирательно неблагоприятных условий допуска к торгам;
  • В составе лотов присутствуют работы, товары и услуги, не связанные по функциональным или технологическим признакам с непосредственным предметом торгов.

Выявление подобных нарушений даёт суду основания по иску антимонопольного органа признать недействительными сами торги и заключённые по их итогам сделки.

Запись

Статья 9 закона о защите конкуренции 135-ФЗ

В данной статье введено определение группы лиц, то есть совокупности участников, объединённых общими деловыми интересами, но формально пытающихся выглядеть независимыми конкурентами. При этом для признания нарушения антимонопольного законодательства, их количество должно составлять более половины от общего числа голосующих акций уставного капитала хозяйственного товарищества.

Возможные ситуации перечислены в первой части 9-й статьи «Закона о защите конкуренции»:

  • Лицо представляет собой единоличный исполнительный орган субъекта экономической деятельности;
  • Лицо имеет возможность давать обязательные для исполнения указания руководству субъекта хоздеятельности;
  • Более половины количества коллегиального исполнительного органа и совета директоров представлены одними и теми же людьми;
  • Лицо предложило (назначило) более половины состава исполнительного органа хозяйственного общества;
  • Родственники в исполнительном органе (любой степени родства) составляют более половины численности;
  • Имеют место все возможные обстоятельства, указанные выше в любых комбинациях по каждому из признаков;

На действие или бездействие групп лиц действуют запреты, предусмотренные Законом № 135-ФЗ.

Статья 11 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Пунктом первым этой статьи запрещаются антиконкурентные соглашения, называемые также картельными, заключённые в интересах субъекта с целью достижения им монопольного положения, а также перечисляются возможные ситуации, характеризующие подобный сговор:

  • Участники согласовано установили и осуществляют поддержание цен, тарифов, надбавок, наценок;
  • Повышают цены, снижают или поддерживают их;
  • Разделили рынок по любому принципу (территории, объёму продаж, закупки, ассортименту и т. д.);
  • С целью ценового манипулирования сокращают или прекращают оказание услуг или товарное производство;
  • Выборочно отказывают в заключении договоров некоторым заказчикам.

Кроме этого, в статье 11 перечислены запреты с некоторыми допустимыми исключениями, перечисленными в статье 12, в частности:

  • Нельзя устанавливать цену перепродажи кроме максимальной;
  • Нельзя запрещать посреднику перепродавать товар конкурирующим структурам, кроме случаев реализации его под брендом производителя;
  • Запрещены любые соглашения на рынке электроэнергии с целью ценового манипулирования.

Также запрещено:

  • Навязывать контрагенту невыгодные ему договорные условия или требования, не относящиеся к его предмету (передать активы, средства или права на них, приобрести ненужные товары и т. п.);
  • Устанавливать необоснованные тарифы или цены;
  • Препятствовать доступу на рынок другим лицам или уходу с него;

В главе 7 рассматриваемого закона, перечислены виды соглашений о совместной деятельности, на возможное получение согласия антимонопольного органа. На них не распространяется действие статьи 11.

Заседание суда

Статья 10 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

Стремиться к доминирующему положению и занимать его Закон 135-ФЗ не запрещает, в отличие от злоупотребления им.

Под злоупотреблением доминирующим положением понимается деяние, совершаемое с целью ограничения, недопущения или устранения конкуренции. А также ущемление интересов других участников рынка, имеющее для них неблагоприятные материальные последствия или составляющие угрозу.

Список запрещённых деяний (действий или бездействий), предусмотренных статьей 10 135-ФЗ:

  • Прекращение или уменьшение товарного предложения или производства с целью повышения на него цены;
  • Необоснованный выборочный отказ в установлении договорных отношений с некоторыми контрагентами;
  • Необоснованное различие расценок на один и тот же продукт;
  • То же в отношении финансовых услуг;
  • Дискриминационные условия (за исключением случаев, оговоренных российским антимонопольным законодательством);
  • Препятствование входу на рынок или уходу с него любого из участников;
  • Нарушение законного порядка ценообразования;
  • Ценовое манипулирование на рынках электроэнергии.

Исключения, установленные для некоторых запретов, перечислены в статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Статья 4 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ

В этой статье, очень важной, даются определения основных категорий, используемых в тексте Закона «О защите конкуренции». Из неё читатель узнает, что подразумевается под тем или иным юридическим термином. Эта статья четвёртая по счёту (из 54-х), и пропускать её не следует – иначе возможны неправильные трактовки.

Особо важными представляются определения недобросовестной конкуренции, то есть любых действий, направленных на получение преференций и конфликтующих с российским законодательством (см. по тексту) и монополистической деятельности как вида злоупотребления.

Законодательство

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Практика их применений вызывает споры юристов и даёт основания в некоторых случаях говорить об имеющем место ограничении конкуренции. О причинах противоречий можно судить по назначению этих актов и их принципах функционирования.

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

По поводу «Закона о закупках отдельными видами юридических лиц» 223-ФЗ, регламентирующего общие правила проведения сделок, тоже наблюдаются разночтения, чаще всего объясняемые недостаточной проработкой его содержания.

Главное отличие этого акта от упомянутого 223-ФЗ состоит в том, что он адресован организациям с долей госсобственности свыше 50%, предприятиям, деятельность которых регулируется Правительством, и естественным монополиям.

В данном случае причиной споров часто становится формирование лотов при корпоративных закупках, так как они содержат множество позиций, поставку которых не каждая коммерческая структура в состоянии обеспечить. При этом Закон № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих формирование столь сложных заявок, что не мешает отвергнутым участникам писать на организаторов конкурсов жалобы в ФАС, апеллируя к Закону № 135-ФЗ (части 1 и 3). Юридические споры упираются в требование обоснованности многопозиционных лотов. Ответные доводы, как правило, состоят в аргументации такого способа проведения конкурса необходимостью централизации закупок, сокращения издержек, функциональной и технологической связанностью закупаемых товаров и т. п. При этом любые погрешности в оформлении условий конкурса трактуются в пользу истца.

Защита конкуренции

Юридическую проблему составляет также отсутствие определения понятия «измеримости» в отношении требований заказчика (Закон 223-ФЗ, пункт 4, часть первая).

Идеально соблюсти все требования этого акта очень сложно, поэтому для рассмотрения каждого конкретного прецедента наличие грамотного юриста крайне необходимо.

Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций

В указанных законах 223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ приведены санкции, предусмотренные за их нарушение. Если деяния субъектов не подпадают под действие уголовного права, они рассматриваются в административном порядке на основании КоАП РФ. В случае доказанной вины предусмотрены штрафы, выраженные крупными суммами или процентами дохода, полученного в результате монопольной деятельности. А также может последовать принудительное деление коммерческой структуры на независимые фирмы (в случае грубого неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке). Санкции применяются как к юридическим, так и физическим лицам, в том числе руководителям предприятий и организаций.


Нет комментариев
Добавить комментарий

Вам понравится
Рекомендуем
Моё дело

Лучшая онлайн-бухгалтерия для бизнеса

Европлан

Выгодный лизинг авто для бизнеса

Альфа-Банк

Кредит до 5 млн рублей под 7,7% на любые цели

Тинькофф

Бесплатная регистрация ИП в режиме онлайн

Наши друзья
Контур | Эльба

Эльба заменит бухгалтера

подробнее
DPD

Полный комплекс транспортно-логистических услуг для бизнеса

подробнее
  • Кредит за 5 минут онлайн Кредит под 5,5% годовых Оптовые покупки в Китае Бесплатный счет для бизнеса
    Подпишитесь на наши новости сейчас!
    Реклама

    Кредит наличными до 2 млн рублей за 5 минут. Без справок и визита в банк. Ставка от 12% годовых.

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: