Как рассчитать уровень рентабельности по формуле с примерами

# Бизнес-словарь Как рассчитать уровень рентабельности по формуле с примерами

В обобщённом виде посчитать в процентах уровень рентабельности несложно: следует просто разделить размер полученной прибыли на затраты, понесенные с целью её извлечения, и умножить на сто.

Навигация по статье
  • Что такое уровень рентабельности
  • Формула расчета уровня рентабельности
  • Ресурсы, формирующие прибыль
  • Что влияет на уровень рентабельности
  • Факторный анализ уровня рентабельности
  • Выводы

Существует множество определений понятия рентабельности предприятия, однако смысл у них сходен и состоит в том, что словом этим обозначается КПД вложенных средств. Вряд ли кто-то может усомниться в важности этого показателя. Давно канули в Лету времена, когда деньги инвестировались в неэффективные проекты из каких-то соображений, не имеющих отношения к экономической целесообразности. Кроме этого, важен не только сам факт наличия прибыли, но и её возможный размер, а также оценка эффективности инвестиций в направления, признанные наиболее перспективными.

Объективно обоснованные выводы можно делать, лишь опираясь на цифры, которыми выражен уровень рентабельности. Статья о том, как рассчитать этот показатель и оценить приемлемость полученного результата.

Что такое уровень рентабельности

Уровень рентабельности — это объективная оценка эффективности инвестиции. Он соизмеряет издержки с экономическим эффектом от них.

Для иллюстрации этого показателя можно рассмотреть два примера:

  1. На новейшее оборудование, работающее по прогрессивным технологическим регламентам, затрачена сумма в 20 миллионов рублей. В результате эксплуатации этой техники, прибыль одного из направлений производства возросла на 12% и составила 2,8 млн. руб. в год за счёт увеличения норм выработки и повышения качества. При этом на работу других подразделений это нововведение никак не повлияло. Как сказалась инвестиция в оборудование на уровне рентабельности предприятия в целом?
  2. Менеджерам отдела сбыта увеличили процент бонусных начислений на 0,1% от объёма реализованной ими продукции. В результате, вознаграждения увеличились на 200 тыс. руб., а продажи выросли на 2% и составили 136,5 млн. руб., что принесло предприятию годовой прирост прибыли на сумму 24,57 млн.

Производство

В обоих случаях имеет место видимый положительный эффект, но если менеджеры явно отрабатывают свои повышенные премиальные (получают всего на 0,2 млн. больше, а доход от них вырос на целых 24, 57 млн.), то с оборудованием всё не так очевидно. Фактически уровень рентабельности данной инвестиции можно подсчитать следующим образом:

  • Рост прибыли за год в денежном выражении составил 0,3 млн. руб. (это 12% от 2,5 млн., а результат – 2,8 млн.).
  • Стоимость оборудования – 20 млн.
  • Рентабельность равна прибыли, делённой на затраты: Р = (0,3 / 20) х 100 = 1,5%.

Теперь простой вопрос: сколько лет будет самоокупаться оборудование?

Определение: срок окупаемости – время, необходимое на погашение издержек за счёт прибыли от внедрения производственного актива, на который истрачены средства.

Ответ: срок окупаемости в рассматриваемом случае составит более шестидесяти шести лет без учёта эксплуатационных расходов. Такая инвестиция не может быть признанной рентабельной. В лучшем случае предприятие будет вынуждено длительный срок покрывать убытки за счёт внутренних ресурсов или отказаться от этого направления деятельности. Полтора процента – слишком мало. А какой уровень рентабельности считается нормальным в наше время?

Формула расчета уровня рентабельности

Цифры

В советские десятилетия существовал всеобщий норматив, согласно которому заводы и фабрики должны были максимум через шесть лет начинать приносить государству прибыль. На практике эта установка не всегда соблюдалась в силу низкой эффективности многих производств, но каждый дипломированный экономист знал, что нормальный уровень рентабельности — 16–17% (не ниже) и тогда достижение этой цели реально. Сейчас, в эпоху рыночной экономики, предприниматели стремятся выйти на «точку ноль», характеризующую самоокупаемость, как можно раньше. В условиях, когда деньги вкладываются чаще всего частными инвесторами, достижение максимально высокой скорости получения дохода стало приоритетной задачей.

В обобщённом виде посчитать в процентах уровень рентабельности несложно: следует просто разделить размер полученной прибыли на затраты, понесенные с целью её извлечения и умножить на сто:

УР = (П / З) х 100%

Где:
УР – уровень рентабельности
П – прибыль;
З – затраты.

В масштабах всего предприятия следует оперировать данными, взятыми из бухгалтерского баланса. Общая рентабельность даёт представление о том, насколько успешна фирма в целом. В затраты входят все вложения, осуществлённые в новые активы в течение отчётного периода. Следует понимать, что этот показатель не всегда может служить базой для принятия конкретных управленческих решений. По нему можно судить об общем состоянии дел: если рентабельность нулевая, то толку мало и прибыли нет, а знак минуса означает убыточность.

Важнейшей задачей каждого экономиста является определение «узких мест», то есть подразделений предприятия, работающих неэффективно, и для её решения не остаётся ничего другого, как найти уровень рентабельности каждой статьи затрат. Что это означает на практике?

Ресурсы, формирующие прибыль

Источником дохода предприятия служит эксплуатация:

  • Рабочей силы;
  • Технических средств производства;
  • Финансовых резервов и заёмного капитала;
  • Природных ресурсов.

В некоторых случаях возможно привлечение других активов, вплоть до самых экзотических, но чаще всего для извлечения прибыли используются вышеперечисленные источники. Все они не только приносят доход, но и требуют затрат. Соотношение прибыли и издержек определяет рентабельность эксплуатации данного ресурса.

Бизнес план

Что влияет на уровень рентабельности

Факторы, определяющие доходность предприятия, условно делятся на две категории: экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние). Характеризуются отсутствием у руководителей коммерческой структуры возможности влиять на них.

К ним относятся:

  • Налоговая (она же фискальная) политика государства;
  • Рыночная конъюнктура;
  • Место расположения предприятия;
  • Наличие и степень конкуренции;
  • Политическая обстановка.

Возможно, найдутся желающие поспорить по поводу некоторых пунктов этого списка. Следует учитывать, что в данной статье рассматриваются возможности не супермонополии, а самого обычного предприятия, не имеющего рычагов влияния на макроэкономические факторы.

Эндогенные (внутренние). Эти факторы подвластны управленческим структурам фирмы.

Вот они вкратце:

  • Условия отбора и найма персонала;
  • Эффективность маркетинговых мероприятий;
  • Оптимизация логистических схем;
  • Разработка и внедрение прогрессивных технологий;
  • Рациональное распоряжение финансовыми ресурсами.

Список, вероятно, можно продолжить, и понятно, что чем успешней будет деятельность менеджмента, тем выше уровень рентабельности.

Аналитика

Факторный анализ уровня рентабельности

Уровень общей рентабельности даёт представление о прибыльности предприятия в целом, но использовать его для принятия или рекомендации конкретных управленческих решений весьма проблематично. Чем подробнее будет проведен анализ причин, по которым остаются резервы наращивания прибыли, тем проще сформулировать направленность мер по повышению эффективности. Для этого применяется метод факторного анализа, выражаемый в упрощённом виде делением прибыли от реализованной продукции (без учёта налогообложения) на её себестоимость. При этом практикуются две основные модели анализа уровня рентабельности:

Модель анализа Учитываемые факторы
Трёхфакторная Прибыльность продукции, фондоёмкость и оборачиваемость основных средств производства.
Пятифакторная Трудоемкость, материалоемкость, амортизация, оборачиваемость основных средств и капитала.

В отличие от простого деления прибыли на издержки, метод оперирует понятиями фондоотдачи, оборачиваемости и ресурсной ёмкости. Факторный расчёт позволяет разделить показатели по признаку «количественные – качественные» и создать более достоверное и объективное представление о возможных путях повышения уровня рентабельности как общего, так и аналитического, по отдельным направлениям.

Выводы

Задача определения уровня рентабельности актуальна не только по отношению к деятельности всего предприятия в целом, но и в аналитическом развёрнутом виде.

Рентабельность следует рассматривать применительно к отдельным видам продукции и услуг, а также в приложении к использованию ресурсов с максимальной эффективностью.

Начальным этапом экономического анализа должно быть определение уровня общей рентабельности.

Результаты правильного расчёта рентабельности могу служить инструментом привлечения внешних инвестиций.


Нет комментариев
Добавить комментарий

Вам понравится
Рекомендуем
Юрист онлайн

Помощь в получении грантов для бизнеса

Нетология

Онлайн-университет востребованных интернет-профессий

Тинькофф Банк

Кредит до 2 млн рублей за 5 минут, без визита в банк

Наши друзья
Alibaba.com

Китайские товары по оптовым ценам

подробнее
  • Бесплатный расчетный счет для бизнеса Раскрутка Instagram-аккаунта Комплекс логистических услуг для бизнеса Выгодное рефинансирование кредитов
    Подпишитесь на наши новости сейчас!
    Реклама

    Бесплатное обслуживание бизнеса в Сбербанке

    узнать подробнее
    мы в соцсетях: