Кредит наличными до 2 млн рублей за 5 минут. Без справок и визита в банк. Ставка от 12% годовых.
Как купить готовый бизнес выгодно: самостоятельный анализ предложений
- Что нужно знать о покупаемом бизнесе
- Основные вопросы
- Самостоятельный анализ
Что нужно знать о покупаемом бизнесе
Если вы уже создавали свой бизнес и прошли путь от стартапера до предпринимателя, который зарабатывает деньги, то при покупке действующей компании вы уже понимаете, на что обратить внимание, какие есть нюансы, и какие измеримые показатели являются основой и критерием бизнеса.
Основные вопросы
Если же предпринимательского опыта нет и вы хотите купить готовый бизнес для получения с него дохода, тогда я рекомендую обратить внимание на следующие показатели.
Причина продажи
Первым делом узнайте, с какой целью продают свое дело. Конечно, явных причин может быть очень много: покупка недвижимости, нужны деньги на лечение, кредит, ипотеку и т. п. Главное, спросить, обязательно задайте этот вопрос.
Прибыль
Второй момент – выручка этого бизнеса. Обязательно запросите от собственника показатели доходов за последние полгода – этот период характеризует текущие дела компании. При этом важно верить не словам, а официальным документам – бухгалтерские отчеты, налоговые декларации, выписки из банков.
Расходы и долги
Если есть доходы – обязательно будут и расходы. Для проверки их объемов подойдут, кроме перечисленного выше, чеки и квитанции, накладные, договоры с поставщиками. Большинство расходов будут постоянными, что прямо влияет на вашу потенциальную прибыль.
Не менее ценна информация о залоговых обязательствах:
- Находится ли что-то из имущества в залоге?
- Является ли фирма чьим-то поручителем по кредитным обязательствам?
- Есть ли имущество в аренде или лизинге?
Если бизнес открыт по франшизе, необходимо досконально изучить ее условия.
Текущие дела и перспективы
Важно знать, как работает на сегодняшний день этот бизнес, какие есть источники привлечения клиентов, что будет, если эти источники остановить. Например, есть ежемесячные платежи за рекламу в Яндекс.Директ в размере 5000 рублей. Что будет с бизнесом, если эту статью расходов убрать?
Еще важнее увидеть реальные перспективы дела:
- Рынок этого товара/услуги развивается или пик прошел?
- Нет ли в обозримом будущем законодательных ограничений текущей деятельности?
- Конкуренция. Возможная причина продажи – недавно открывшийся рядом сильный конкурент (например, кафе рядом с киоском шаурмы).
- Период действия контрактов. Если договор с основным покупателем скоро истекает – это повод задуматься.
Персонал
Еще рекомендую посмотреть на сотрудников, спросить, чего они хотят от этого бизнеса, что для них главное, какие их обязанности, и вообще, какие их показатели работы оцениваются руководителем. Это нужно для того, чтобы не было такой ситуации, когда вы купили бизнес, а старые сотрудники с вами не хотят работать, ведь им нравился предыдущий директор, и теперь они хотят спокойно уйти. Поэтому нужно спросить, какие у них цели, амбиции и планы по работе в той компании, в которой они сейчас.
Самостоятельный анализ
После уточнения окончательной стоимости, рассчитайте для себя срок окупаемости вложений. Например, вы покупаете бизнес за 300 000 рублей, ежемесячная выручка составляет 50 000 рублей, а затраты – 20 000 рублей. В месяц ваша прибыль составит 30 000 рублей. Соответственно, срок окупаемости становит 10 месяцев. Но следует помнить, что не всегда все идет по плану. К срокам окупаемости лучше добавить 10–20% времени.
Также важно пересмотреть структуру предприятия: сколько человек работают, сколько управляют. Нет ли переизбытка или дефицита сотрудников.
Только после анализа всех этих показателей принимайте обдуманное решение. Обязательно лично посетите предпринимателя, который продает свой бизнес, и, как минимум, пообщайтесь с ним. Не кидайтесь на первый попавшийся вариант, обязательно рассмотрите все предложения.
В общем, анализируйте, смотрите, все измеряйте, изучайте цифры и не верьте словам, которые вам говорят при продаже!